сайт Послушник
Главная Предыдущая лекция: 9. Бог и страдания. Троица и триады Следующая лекция: 11. Понимания спасения и спасителя. Антихрист

Читать дословный конспект (расшифровку аудио) лекции профессора Осипова А. И.
(5 курс МДС, 29 октября 2012 г.) Скачать mp3 с официального сайта

10. Боговоплощение, метемпсихоз, «спасение»

Боговоплощение

Несколько слов о боговоплощении. Ещё то, о чём мы с вами специально не занимались, но вопрос-то, в конечном счёте, достаточно ясный на основании того, что мы с вами рассматривали уже по другим темам. По темам об учении о Святой Троице и о стоицизме, в связи с учением о Логосе, и так далее. Хочу здесь лишь отметить несколько моментов, которые могут вам пригодиться.

Первое, как мне кажется, это очень важное положение, которое выразилось в словах известного греческого философа Эпикура, сказавшего, что наши боги не пойдут на то, чтобы сделаться действительными людьми. Это была великолепная фраза, которая очень точно выражает характер понимания так называемых боговоплощений, которые имели место в сознании, скажем так, древних народов, учивших об этом. Наши боги не пойдут на то, чтобы сделаться действительными людьми. Почему? Ну, всем же понятно: они становятся уязвимыми, можно ранить, можно убить, можно причинить любые страдания. Это совершенно очевидная истина, которую нет необходимости доказывать. Но я хочу обратить ваше внимание вот на что. Зачитать вам две цитаты, которые, может быть, где-то зацепятся за какую-нибудь извилину у нас.

Учение о воплощении Христа принципиально отличается от языческих верований

Первое – это высказывание одного из ведущих атеистических деятелей советской эпохи Рановича. Вот что он пишет по этой теме. «Для нас важно восстановить не только то общее, что есть между христианством и восточными культами, сколько различия между ними. Важно установить специфику христианства по сравнению с родственными восточными культами. Эта специфика состоит в учении о воплощении». Я обращаю ваше внимание, эта специфика, то есть эта особенность христианского учения с точки зрения объективной совершенно картины, состоит в учении о воплощении. Видели, что тут ничего общего по существу нет.

Второе, что я зачитаю вам, Энгельса. Энгельс, который утверждал, что всё христианство, за исключением только последнего заключительного камня, было уже готово в философии Филона и культе цезарей. Говорит, обратите внимание, что «этим последним камнем в здании христианства было учение о воплощении, сделавшегося человеком Слово в определённой личности, и о его искупительной жертве на кресте. Каким образом вложен был этот последний камень в стоические философские теории, об этом у нас нет действительных достоверных источников». Обращаю ваше внимание, слышите? Сдаётся: не знаем, откуда появилось это учение о воплощении и учение об искуплении Крестом, искупительной жертве на кресте. Нет сведений. Ну, ещё бы.

Также как нет сведений, как обезьяна превратилась в человека. Потому что никогда не превращалась. Где эта переходная ступень? Потому что этого не было, вот и не находят. Так и здесь. Вы слышите, какие авторитеты? Обращаю ваше внимание, запомните, что Энгельс всё-таки говорил, не кто-нибудь. Это авторитет не только для нашей советской атеистической науки был, но и для всей западной.

Запад загнил уже давным-давно

Пожалуйста, запомните: в России не было атеизма. Он пришёл с Запада. Причём, пришёл прямо в конкретное время с конкретными именами. Кстати, ах, ну теперь уже поздно, а так мог бы кто-нибудь взять дипломную работу на тему, например, об истоках атеизма в России. Простая формулировка. Вы бы убедились, это интереснейшее явление: не было в России. Все идеологи пришли с Запада. Поэтому когда мы говорим, что действительно Запад – это очаг бедствий для России, то скептики: вот, вы опять Запад, а вы сами хороши. Посмотрите на историю, и вы увидите.

Да, к великому сожалению, Запад загнил уже давным-давно, почему Достоевский называл его кладбищем, хотя говорил драгоценным кладбищем. Там конечно, было богатство, культура и мысли, но кладбище. Тот же Достоевский писал, что у них там нет уже никакой религии, они только боятся признаться себе в этом, что уже нет религии, нет никакого Бога. Это действительный факт. Вся религия, если это можно назвать религией, вся изменилась настолько, мы с вами говорили немножко, что уже вот эта вертикаль (ибо, когда мы говорим слово религия, то указываем на Бога), её уже нет, она вся превратилась в горизонталь. Даже христианство западное, оно всё насквозь пронизано чем? Мамоной. Только земными целями и интересами, только.

Попробуйте поискать конференции, международные конференции, конференции католической церкви, конференции протестантских церквей, посмотрите только заглавия их – вы разведёте руками. Странное дело, христиане, а только и говорят об экономике, о политике, об экологии, о свободе, о правах человека. Странно, что такое случилось? Где же Бог?

Возьмёшь иногда, почитаешь выступление какого-нибудь кардинала, руками разводишь – Бога нет же. Отсутствует Он, всё, всё внимание устремлено на решение этих проблем, земных и только земных. Это, я вам скажу, беда, это страшная беда.

Так вот, если бы кто-нибудь взял и написал бы дипломную работу об истоках атеизма в России – это была бы очень интересная, хорошая иллюстрация, которая бы показала, перед чем мы стояли и стоим, сейчас в особой степени.

Так вот, я привёл эти две цитатки специально с тем, чтобы показать, какие принципиальные отличия христианского учения о боговоплощении от всей той мифологии, связанной с так называемыми воплощениями богов, известными в истории. Христианство учит о воплощении не Бога, вы слышите, а второго лица Святой Троицы. Слышите? Кажется, Бога, и в тоже время, что мы находим? Язычники только руками разводили. Ранович прав в данном случае, и Энгельс тоже. Ничего себе, вот это рыбачки! Рыбку какую ловили. Воплощение второго лица, да ещё какого, Логоса! Боже мой, ничего себе. Это первое такое фундаментальное отличие.

Для Филона и стоиков материя — зло

Второе – что сам факт воплощения не мыслим был ни для Филона, ни для стоиков. Не мыслим, потому что материя – это, в конечном счёте, зло. В лучшем случае – мион, то есть бессущностное что-то. И в этом смысле это негативное что-то. А здесь вдруг о, воплощается, соединяется с материей. Здесь же кощунство. То, что для высшей, я бы сказал, мысли древнего мира было кощунством, здесь исповедается как одна из центральных истин христианской веры. Обратите внимание на это, потому что вопросы будут, и это очень важно отметить вот эти, я бы сказал, главнейшие, что ли, положения.

Я уже не говорю о других вещах, о так называемых аватарах. Христос не является ни перевоплощением кого-либо, ни у самого Него нет никаких перевоплощений. Совершенно очевидная вещь. Рождение, опять-таки безмужнее, что для язычества, если в некоторых мифах мы встречаем, то это как некоторое условие, аллегория.

Потом, Христос – историческая личность, о существовании которого сохранилась масса исследований. Скажите, когда был Зевс, не скажете, в какую эпоху? Или Афродита, или Артемида, или Юпитер? Пожмут только плечами: вы что же, с ума сошли? Причём тут? Никакой истории. Это просто представления, фантазии, в лучшем случае какие-то идеи. Христос же, повторяю, историческая личность.

А уж если говорить о том, кто такой Христос, о том, что в Нём соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно две природы, божественная и человеческая, то это заоблачные вершины, которые для языческой философии и религиозной мысли просто были закрыты плотной непроницаемой завесой. И мысль даже никогда не приходила об этом, чтобы такое могло быть, такое соединение. Полубоги-полулюди – это пожалуйста вам, это сколько угодно. Для того боги часто и являлись, чтобы соединиться со смертными женщинами и родить полубога-получеловека. Это пожалуйста.

А здесь это что такое? Никакого изменения, никакого. Никакого слияния, единое существо, один Он, Христос. Поразительно. Причём, какое соединение-то, нераздельное, то есть неотделимо уже, слышите, что такое нераздельное. То есть не отделить уже человеческую природу от божественной во Христе. Неотделима уже, нельзя разделить, нераздельна. И неразлучна, то есть во веки веков, всё, неразлучно, на веки. Это произошёл акт, которого уже возврата не может быть, подумайте только. Нераздельно и неразлучно.

Ну, и говорить не приходится, уже как очевидная, но очень важная истина. Христос воплотился, чтобы падший воскресити образ. Христос рождается прежде падший восставити образ. Вот, перед Рождеством все будем петь, читать, слышать: Христос рождается прежде падший восставити образ. Вот для чего рождается. А боги для чего приходили, помните? Пожалуй, люди только удивлялись, чего творили эти боги. И воевали, и развратничали, и обманывали, и хитрили, и какие коварные шаги творили, и так далее, Боже мой. А здесь что? Вот, оказывается, какие принципиальные вещи мы видим, идеи, которые прямо показывают различия. Это очень важно, друзья мои, зафиксировать. Это же надо знать.

Метемпсихоз

Ну, и о метемпсихозе, конечно, о переселении душ, или реинкарнации, то есть перевоплощении. Этот вопрос касается уже не Бога, а касается учения о человеке. Для теософии это один из центральных положений учения. И вот здесь, друзья мои, вам придётся столкнуться с вопросами, на которые вы должны будете дать ответ. Поэтому я советую вам запомнить кое-что. Вопрос будет такого рода.

Пишут, и многие слышали, как вдруг появляется человек, который с точностью описывает и говорит, кем он был двести или триста лет назад, с кем встречался, какие происходили события, что с самим им было – разводят руками. Вывод: да, значит, он действительно был им. Это факты так называемые, которые приводят те, являющиеся сторонниками реинкарнации, то есть идеи перевоплощения. В отношении этого я скажу вам два соображения, которые стоит помнить.

Первое. Если бы действительно реинкарнация, то есть перевоплощение имели место, то все бы мы сохраняли память о своих предшествующих воплощениях. Об этом очень хорошо сказал Локк, это английский философ середины XVIII века. Он прямо сказал, что если бы перевоплощения имели место, то конечно, у нас бы сохранялась память о том, что было с нами – ни у кого нет этой памяти, ни у кого. А те единственные случаи, когда мы находим людей, говорящих об этом, то эти случаи имеют объяснение совсем другого рода. Дело не в перевоплощении, совсем дело не в этом.

Объяснение «откровений» с христианской точки зрения

Во-первых, хочу обратить внимание, что эти так называемые воспоминания, вы знаете когда происходят? Когда вводят особый ЛСД наркотик такой. Вот в этом наркотическом состоянии начинаются вот эти так называемые воспоминания. Это очень интересно, нам пригодится этот факт сейчас.

Или же есть люди, которые действительно рождаются с какими-то странными необычными свойствами, особенно дети, которые вдруг начинают говорить о том, что было когда-то. Также как рождаются дети, вы знаете, которые видят, что в сейфе положено. Там отец работает в секретной службе, дочка подходит: папа, а что это у тебя вот это написано? Папа за голову хватается, ужас, она видит! Кошмар какой, секретнейшие документы. Приходит в школу, всем рассказывает, кто что съел сегодня. О, рентген, правда, хороший? Ты съела кашки, а ты яблочко, а ты конфетку проглотила. У всех глаза на лоб лезут. Слышите, рождаются люди с какими интересными способностями. Форточка вдруг открылась. Как рождаются с музыкальными, математическими, художественными, поэтическими способностями – у кого какая форточка открыта. Ибо человеческая душа по природе обладает полнотой всех этих свойств. Всех этих свойств. Душа по природе жительница того мира и перед ней действительно всё открыто, то, что закрыто у нас.

Ну, а теперь хочу сказать, как же можно объяснить, действительно, такие факты, когда вдруг человек, ну, пусть под влиянием наркотиков. Или вдруг, что реже бывает, очень редко вдруг по какой-то природной особенности вдруг начинает говорить, что с ним было, когда он был Петром I. Ну, правда, здесь я скажу так, что откровение это часто большей частью носит характер какой? Тот, что можно наблюдать в Абрамцево. Там можно кого только не встретить: наполеонов, и петров, и екатерин, кого только нет. Но об этом говорить особенно не приходится, понятная ситуация.

А вот когда, действительно, указывают на какие-то конкретные точные исторические факты, как здесь быть? Что это такое? Так вот, я вам скажу, что когда-то это было совершенно непонятно. Но я вам назову две, по крайней мере, причины, которые стоит иметь в виду.

Мир тёмных духов

Первая причина. Мы же с христианской точки зрения отвечаем, к нам, христианам же вопрос. Отвечаю. С христианской точки зрения помимо человек существует мир духов, который разделяется: есть ангелы, есть бесы. Если не верите, придите в любой день недели и прямо по расписанию, прочтите в Лавре, в какие дни и часы, творится чудо. Какое? Изгнание. Видите, небывалое явление в истории. По расписанию творятся чудеса, это изумительно просто! Но вы подойдите только к этому храму Предтеченскому в это время и вы вдруг услышите от туда и лай собак, мяуканье кошек, и рычание, и проклятие, и ругательства непотребные, и всё что угодно. Теперь вы верите, что есть бесы, или нет? Откуда ещё у человека? Естественные совершенно у него и крики, и звуки, и движения, и всё что угодно. Есть они, есть. Это факт, это бесспорно. Так вот, с христианской точки зрения они существуют ещё с до человеческих времён. Человек позже появился, чем они. Первое.

Второе. Они имеют определённое сознание, они имеют память, из которой ничего не исчезает. Поэтому для них вся история открыта, и они могут внушить любому человеку, который только оказался в их струе, в их колее и точно описать всё до последней йоты любые события. Всё могут описать. Могут? Конечно могут, а почему же, никаких проблем. Причём, не просто описать, а ещё внушить, что он как сам участник.

Как сейчас, пожалуйста, в компьютере можно уже эти программы, знаете. Когда человек становится как бы участником того события, что происходит. Я не знаю, как называются эти ужасные вещи, когда сам человек, не просто смотрит, что происходит, а уже сам участником становится. Что, кстати, грозит просто сумасшествием, по крайней мере, повреждением психики – это бесспорно. Не вздумайте своим детям позволять эту свободу, потом взвоете. Вон, по телевидению однажды показывали, как двенадцати- или тринадцатилетний мальчишка, у которого отец взял и перерезал что-то провод. Ну, в общем, он за компьютером сидел, вдруг раз, оборвал. Так он схватил нож, и убил отца. Тот отвернулся, в спину вонзил нож, насмерть. Вот до какого состояния бесовщины может дойти человек, погружённый вот в эту жуткую атмосферу. Надо быть объективными, а то а-ха-ха, подумаешь там, прыгнуть с десятого этажа, это интересно парить в воздухе. Ну конечно интересно, как птица. Что правда с птицей на асфальте потом происходит, это вопрос уже другой.

Так вот, первый ответ. Возможно, когда человек попадает в русло влияния тёмных сил, каких-то бесов, тогда можно ожидать любую конкретику с подробнейшими описаниями и событий, и лиц, и всего чего угодно. Вот с христианской точки зрения ответ, откуда может этот человек вдруг говорить.

А как же говорят: это ещё ребёнок, который ещё не нагрешил, как может бес к нему прикоснуться? Не важно как, мы не знаем, но мы видим бесноватых детей, а не только взрослых. Мы не знаем законов духовной жизни, просто не знаем по какой причине и как происходит это вселение беса, соприкосновение, в результате человек начинает делать такие «откровения». Это первый ответ.

Генная память

И второе объяснение, которое также может иметь место. Это то, что открыто уже совсем недавно. Это открытие второй половины, а может конца XX века. По крайней мере, второй половины XX века. Это открытие так называемой генетической памяти, очень серьёзное открытие. Оказывается, гены, о которых говорит биология, это не просто соматическое явление. Вам понятно: соматическое, то есть телесное, биологическое явление, то есть касающееся только жизнедеятельности организма. Нет, нет, откуда взяли, что вы! Если бы это было только соматическое явление, тогда и рождался бы не человек, а рождалось бы животное, в котором бы не было человеческого ума, человеческого сердца, чувства, человеческой свободы. Нет, гены – это духовно-телесное образование.

И вот эта духовная сторона формируется в каждом человеке под воздействием характера его духовной и нравственной жизни. Духовная сторона гена. Оказывается, наше поведение, образ нашей жизни, я говорю о духовно-нравственной жизни, оказывается, касается не просто меня, а касается моей наследственности, той стороны меня, которая имеет прямое отношение к тому, что связано с наследственными свойствами. Оказывается, как я передаю как от отца и матери передаются свойства внешние, какие? Похожесть просто, какие-то, может, способности, черты лица, тела, характера. Также, оказывается, передаются вот те свойства, которые фиксируются в генах родителей и передаются детям. А в генах что фиксируется наших? Всё. Слышите? Всё.

Человек – это компьютер с бесконечной памятью, не с огромной памятью, которую сейчас творят всё большую и большую память. Это конечная память. Какие бы компьютеры ни делали, это конечная память. А человек с бесконечной памятью. Фиксируется всё. То есть всё то, что было совершено, что мыслилось, что хотелось, что отвергалось. Обратите внимание, друзья мои. От первых людей и до этого конкретного человека всё зафиксировано. Так вот, всё, что было совершено делом, словом и помышлением, как мы говорим, от начала человечества и вот до меня, всё записано. Генетическая память. Единственно, чего мы не знаем, каким образом, что за механизм, по какой причине вдруг в человеке может всплыть то или другое. Из подсознания, скажем так, из каких-то глубин подсознания вдруг всплыть в сознание данного человека. Но это бывает. И тогда этот человек, поскольку в нём это всплывает, он это говорит, он себя видит. Тут он может быть кем угодно, предстать в каком угодно образе.

А если (я скажу совсем страшную вещь) представить себе, как, например, говорил об этом Григорий Нисский, блаженный Августин, Феофан Затворник, Серафим Саровский. А знаете, какую мысль они говорили? Человек до того времени, пока в него не была вдунута душа, был подобен всем скотам земным. А если только представить себе, что действительно такое было, что действительно была эта эволюция, которой управлял только Бог, а не так называемые слепые законы природы. То тогда в этой генетической памяти и всё это зафиксировано. И тогда действительно человек вдруг начинает говорить, что когда он был черепахой, то он ползал там-то и там-то, или что-нибудь в этом роде.

Правда, я не знаю, были такие случаи, по-моему что-то, кажется, было. Но это воспринимается как сумасшествие, и может это так и есть. Но я просто говорю теоретически, слышите, чисто теоретически, я говорю. Если бы даже такое было, то тогда очень возможно, что эта генетическая память могла бы вдруг и это проявить в сознании данного конкретного человека.

Так что видите, какие причины могут быть, очень серьёзные, которые, кстати, отвечают и христианскому учению, когда мы говорим о бесовщине, и научному, когда мы говорим о генетической памяти. Вот чем можно, оказывается, объяснить вот эти так называемые воспоминания кого-то о своих предшествующих, так сказать, жизнях. Слышите, оказывается, чем, откуда. А вовсе не потому, что он был когда-то этой черепахой, и теперь он вспомнил об этом и начинает говорить. Вот так. Это, я вам скажу, очень важно помнить. Ну, конечно, могут быть другие вещи, психические заболевания, например. Это немаловажный фактор, который может также влиять на подобного рода «воспоминания». Вот так, это мне хотелось вам сказать об этом, чтобы ответить на эти вопросы. Потому что это будет вопрос: а как же объяснить, когда вот вам точно по полочкам всё рассказывает, а он нигде не был, и ничего не читал, и не учился, и вдруг такие вещи выкладывает. Вот, оказывается, ничего не надо, для того, чтобы он знал.

Я бы хотел только сказать в отношении этого переселения, так называемого, душ. Священное Писание христианское, целая Библия не говорит об этом. Кстати, теософия принимает это за Священное Писание, говорит, это одно из писаний. Святоотеческое предание молчит, нигде не говорит. Такой серьёзный вопрос обязательно был бы открыт, если бы это был факт. Нигде этого нет. Нет в христианском ни писании, ни предании учения об этом. Более того, V Вселенский собор вообще осудил саму идею переселения душ, предсуществования душ. Ну, переселение предполагает предсуществование. Осудил саму эту идею. Это идея языческая, стоическая. Эта идея ещё у Платона, у стоиков. Вот так вот.

И последнее, что я бы хотел сказать в связи с этой темой, это может нам пригодиться. Всё-таки это языческое учение о воплощении богов-то, оно же было, что это такое? Знаете, что это такое? Посмотрите на девочку, она играет в куклу, на мальчишку, он забивает гвозди и ломает игрушки. Так вот, в самой природе, так сказать, человеческой, идущей от самого начала мы видим что? Вот эта первая идея, о том, что придёт Избавитель на землю. Она неискоренимо присутствовала в сознании людей. И выразилась в язычестве как у девочки с куклой. Она ещё ничего не понимает, когда играет в куклы. Не понимает, что такое ребёнок. Но представляете, какая разница между куклой и ребёнком, которого рождает уже взрослая женщина. Вот можно как объяснить вот это неистребимое стремление древнего человечества изобразить, выразить вот эту потребность видеть Бога воплощённого. Вот эти куколки всюду мы видим: в Риме, и в Афинах, и в Египте, и в Малой Азии, и в Индии. Всюду потребность этих куколок. Сколько их? Миллионы. Ну, ладно, вот так, друзья мои, хорошо. Я просто хотел поговорить с вами на эту тему о боговоплощении, чтобы отметить вот эти вот факты, которые вам просто нужны для вашей последующей преподавательской и пасторской работы. Вам это всё, надеюсь, пригодится.

Понятие спасения

Ну, а теперь нам надо с вами подойти уже к таким более центральным вопросам, связанным с христианством. Как только мы сказали «христианство», сразу ассоциация наша, связь сразу возникает с чем? С понятием спасения. Скажу вам сразу, что идея спасения пронизывает всю дохристианскую историю и продолжается до сего дня. Идея спасения. Весь вопрос в том, что за спасение, какое спасение. Я уже говорил вам, что даже сейчас всемирные конференции христианства, слышите, всемирные, проходящие под эгидой всемирного, или экуменического совета церквей, конференция, которая назвала себя «Спасение сегодня», даже она на своих заседаниях даже не поднимала вопроса о спасении от греха, спасения от страстей. Спасение, которое включает в себя какие-то принципы духовной жизни. Нет, слышите. Христианская конференция говорила исключительно только о земных проблемах.

В язычестве всё спасение концентрируется в земных благах

Итак, я хочу указать на радикальное различие. Вне христианства, по крайней мере, в язычестве и даже в иудаизме, который, кажется, ведёт начало от богооткровенных истин, всё спасение концентрируется в земных благах. То есть спасение от чего? От войн, несправедливости, от голода. Если хотите, пожалуйста, от невежества, неграмотности, эксплуатации, ну чего только нет. Всё касается, главное, чего? Земной жизни. Вы слышите, в чём безумие язычества? Я обращаю ваше внимание.

Борются до крови, до страшных жертв человеческих, уничтожаются десятки миллионов людей за что? Ради какой цели? Вы только подумайте: чтобы на этот миг моей жизни дали мне подержать этот даже не брильянт, а я не знаю, кусочек чего, и потом отнять. Какое безумие! Надо же подумать, что человек живёт очень мало. И ты сегодня убил его, завтра убьют тебя, и какой же смысл во всех этих твоих так называемых благах? Материалистическое, я бы сказал, языческое понимание спасения – это без-умное, потому что оно борется за то, что будет отнято, что неминуемо, причём, будет отнято, обязательно. Ибо смерть, — как о ней говорят, — сего никто не избежит. Кто это будет отдавать свою жизнь за что? За то, что подержать чуть-чуть что-то такое, что называется сейчас ценностью. И он знает: сейчас раз, — всё, давайте. Скажите, что за глупость, мне нужна вечная ценность, а не этот миг, после которого я должен расстаться с тем, на что я потратил все усилия своей жизни. Спасение материалистическое – это действительно безумное дело.

Причём, это безумие проявляется и в другом. Вся история чем наполнена? Кровью, насилием и убийством. Это непрерывно идёт борьба за что? За спасение. Вот, действительно, удивительное дело. Я бьюсь за то, что у меня сейчас через мгновение отнимут обязательно, то, чего у меня не будет, я ни с чем опять останусь. Вот безумие.

О мировом господстве

Это мировое господство, посмотрите, чего только не делали эти отдельные личности, стремящиеся получить его, это господство, и что дальше? Кажется, вот, вот уже,— и похоронили. И до сих пор идёт это, эта борьба за мировое господство. Забыли, что человек смертен, совсем забыли. Это действительно, такое безумие, что просто приходится удивляться. Причём, часто идеологами вот этих всех акций являются очень умные, кажется, люди. Умные в чём? Вот в этом, в решении земных проблем, и больше ничего. И забывают о том, что надо бы решить первый вопрос, важнейший вопрос: есть ли Бог, есть ли вечность, существует ли душа, и при каких условиях она может наследовать, действительно, вечную жизнь и вечное благо. А не этот мимолётный какой-то кусочек времени. Вот, такова ситуация.

Недаром искушения Христа прямо нам показали, что характеризует языческое понимание спасения. Дам тебе все царства мира, камни преврати в хлеб, и, наконец, уже после этого, когда всё ты будешь иметь, безумный шаг: прыгни с крыла храма, ангелы же тебя понесут. Наверное, это и будет. Это и будет, в каком виде уже и образе, я не знаю, но наверняка антихрист что-нибудь сделает такое, что земля и все дела, которые на ней, сгорят. Этот безумный какой-то шаг. Он будет, обязательно это сделает.

Идея гуманизма

Так вот, сколько здесь идей, в этом языческом мире, полно. Возьмите гуманизм: «человек человеку бог». Все были уверены, что ещё немножко, 100 - 200 лет, и мир будет исполнен благоденствия – чем дальше, тем хуже. Почему? Друзья мои, это важно понять. Потому, что причиной всех зол и нестроений в этом мире является не неправильное там политическое устройство, не ущербная какая-то социальная жизнь. А причиной всего является состояние душ человеческих. Вот в чём причина всех бед и всех зол. Мы это знаем. Это происходит в семье, это происходит в коллективе, это в обществе, это в государстве, это в мире. Страсти – вот где причина, вот от чего говорит христианство надо спасаться, чтобы действительно получить то, к чему человек так стремится. К чему стремится? Ну конечно к благу. Выражаясь нашим языком, к счастью, что ли. Не может быть счастья.

Более того, скажу вам, чем больше человек достигает здесь большего: богатства, известности, славы, власти, тем страшнее удар по нему, когда всё это отнимается. Привожу вам простой всегда пример. Потерял я рубль – я нисколько не страдаю. А когда вон началось там, дефолт был, когда начали терять миллионы, а то, не дай Бог, миллиарды – верёвку на шею. Слышите, какой удар обратный? Чем больше приобретаешь, тем больше теряешь. Недаром Христос сказал: если кто не отречётся от всего, что имеет... Отречётся в каком смысле? Не в том, что он вдруг станет нищим, были и такие подвижники, пожалуйста. Дело в том, душевно не отречётся, своею привязанностью не отречётся от всего этого. Не будет богом себе ставить всё вот это. Если кто не отречётся, не может быть моим учеником. То есть не может наследовать вот то благо, которое предназначено человеку. Вот это очень, друзья мои, важная, центральная мысль.

Я хотел вам привести очень интересный факт, о котором говорит Солженицын. В Нью-Йорке в 1978 году на три часа был отключён свет, и толпы американцев стали чинить погромы и грабежи. 40 лет назад, то есть в 1938 году, в Нью-Йорке тоже отключили свет, но никаких происшествий не было. Люди помогали друг другу, зажигали свечи. Сегодня они бьют витрины, грабят магазины, убивают. Это показатель новых идеалов, новых целей и самой атмосферы жизни. В Америке всё поставлено на деньги. Религиозная сторона по статистике очень, но богом-то является не Он. Он только средство, если хотите. А богом является деньги. И весь мир переходит на это. И посмотрите, какие превращения произошли за 40 лет с целой нацией. Запомните, пожалуйста: 40 лет, что произошло с народом. Там помогали друг другу, вытаскивали из лифта, давали свечи, никаких грабежей и насилий. 40 лет, и что началось.

А вы теперь можете себе представить, что например, сейчас вдруг объявят, что завтра с 14 до 17 часов никакие законы не будут действовать. Можете делать всё, что угодно. Никто не подлежит никакому наказанию. Ну-ка, представьте себе, что будет? Я боюсь, что от нашей России ничего не останется. Также как ничего не останется от Европы и Америки. Весь, так называемый, цивилизованный мир взорвётся как пороховая бочка. Если там на три часа, это было в 78-м году, что теперь будет?

Вы слышите, что происходит с человеческим сознанием, когда в нём угашено совсем вера в Бога, вера в душу, вера в бессмертие, вера в ответственность, нравственную ответственность, которую придётся там пережить. Вот что происходит. Вот чего стоит весь этот гуманизм, «человек человеку бог». Я думаю, что вот этот факт, и это рассуждение, оно очень нам пригодится.

Решение проблемы спасения в исцелении души человеческой

Итак, христианство говорит о том, что всё внимание в решении проблемы спасения от бед, нестроений, страданий, и, в конечном счёте, от смерти заключается не в изменении внешних форм жизни, не в изменении строя политического и прочих всяких вещей, а в исцелении души человеческой. Вот на что центр был направлен и самого пришествия Христа. Вот где: открыть людям путь, указать, во-первых, эту истину, потому что её, к сожалению, забыло язычество совершенно. Забыло о том, где, оказывается, находится этот ключ к исцелению, ключ к спасению, где он. Вот, оказывается, где, в душе человеческой, а не во всяких перестройках, которые, оказывается, не приносят никакого блага. Ни материального, ни психологического. Вот это суть дела, друзья мои.

Так вот, в связи с этим, конечно, возникает сразу важнейший вопрос о том, что если мы говорим таким образом, то придётся нам говорить вот о чём с вами. А что же это такое грех, который мешает спасению человека. Я говорю спасения, учтите, ещё раз вам говорю, спасение духовно-телесное предполагает состояние. Видите, даже в чисто внешнем, в плане житейском даже, посмотрите что происходит, когда мы забываем о Боге и живём греховно. Что такое грех? Я думаю, об этом прежде всего надо поговорить.

Вы же знаете, невозможно говорить об исцелении, не узнав болезни. Правда, как я могу исцелять человека, не узнав, а что у вас болит – первый вопрос врача. Потом давай его на МРТ, на рентген, и я не знаю, что ещё такое, чтобы выяснить причину болезни. Так и нам надо, что такое грех? Вот здесь мы с вами поговорим, правда уже в следующий раз.

Понятие о грехе. Здесь есть три, оказывается, категории, или три уровня, о которых говорит и Священное Писание и человеческий опыт. Есть личный грех, есть всеобщее повреждение, и есть родовое повреждение. Три категории. В Библии они просматриваются очень отчётливо, в Священном Писании, и то, и другое, и третье. Почему нам необходимо об этом говорить, понятно. Только выяснив природу этих явлений, мы тогда сможем понять, что же сделал Христос. Вопрос-то, друзья мои, очень серьёзный.

Ведь нам же говорят прямо: а что сделал Христос? Жизнь человечества не изменилась нисколько. Грешили и грешат, убивали и проливали кровь, так и продолжается. Более того, масштабы ещё более нарастают, разве вы не видите? Что же тогда Он сделал? Вот тут нам с вами и придётся поговорить об этом. Что же сделал Христос, кто же Он такой был, что мог сделать.

Вопрос-то ещё какой: зачем нужно было воплощение? Разве Бог не мог своей властью и силой сделать то, что нужно было сделать? Зачем воплощение? Зачем Крест? Это что такое, если Он Бог. Правда же, какие вопросы. Вот нам с вами придётся об этих вещах поговорить. Почему и Крест. И, затем, что дала жертва Христова, что дал этот Крест. Что он нам дал, если жизнь человечества продолжается в том же плане, фактически, без изменения. Отдельные оазисы, отдельные ручейки, они же не меняют общей картины мира. Каковы же плоды жертвы Христовой? Что она дала нам?

Вот, я просто вам сейчас изображаю картину, чем мы с вами должны заняться и посмотреть на эти вещи. Вопросы в высшей степени важные, вы сами понимаете. Если мы их не будем понимать, тогда не знаю, кому мы что можем сказать. Что такое христианство, какой в нём смысл, если мы не ответим на эти вопросы.

Поговорим о Церкви, поговорим о значении таинств, это очень важно. И поговорим, сделаем в конце концов вывод очень важный для нас. Почему христианство является истинной религией. Это сейчас вопрос, я вам скажу, номер один перед лицом вот того размывания человеческого сознания, которое происходит, и попытки организовать единую всеобщую религию, где никаких догматов, никаких истин не требуется. Вот так, друзья мои, это план, о котором я хотел вам сказать.

Если у вас есть ещё какие-то вопросы, то попробуйте задать. Да, пожалуйста.

Об эволюции

Вопрос. Когда вы говорили о перевоплощении, вы говорили о том, что некоторые люди вспоминают себя, что они были животными. И при этом вы говорили о теории эволюции. Я так понял, что вы допускаете, что в христианстве, в принципе, можно допускать теорию эволюции.

Ответ. Нет, насчёт меня не делайте выводов. Я вам сказал, что я нахожу у некоторых отцов вот такую мысль, которую могу вам просто даже… А, так вы можете её посмотреть в книге Осипова «Путь разума…», там он приводит эти цитаты. Некоторые отцы считают… Хотя я не так давно выступал по телеканалу «Культура» как раз на тему происхождения человека и критиковал теорию эволюции. Это было 45 минут, студенты сидели, человек 30. Когда закончилось это всё, то я обратился к начальствующим и сказал: да, вы занимаетесь плохими вещами, допускаете религиозную пропаганду таких идей. Они осклабились от удовольствия.

Я считаю, теория эволюции без Бога – это чушь. Не может её быть. А если Бог вдруг решил, что надо развиваться таким образом – не нам судить, нас это не касается совершенно. Как Бог определил, так и произошёл человек. Эволюционно, не эволюционно, какое имеет значение? Бог только. Без Бога – это чепуха. А если Бог – ну, что же. Как эти шесть дней понимать. Ой, кому не жалко своей жизни, пусть занимается этим и пытаются объяснить, что значит первый день, что значит последний день. Господи, правда же, так важно для нашей вечной жизни. Я всем говорю: ну потерпите немножечко, чуть-чуть потерпите, и скоро вы увидите это точно как есть. Скоро увидите. Но не потому, что здесь вам откроют, а потому, что там вам всё откроется, и вы увидите, что значит любой день, и как произошёл и человек, и мир, и так далее. Чуть-чуть потерпите, ну что за нетерпёж такой? Сейчас, сейчас скажи нам как. Крокодил от обезьяны, или обезьяна от крокодила, кто от кого. Ах, как это важно, Боже мой, ну, что вы. И человек от свиньи или свинья от человека. Платон, по крайней мере, говорил: обезьяны – это выродившиеся люди. То есть он утверждал не эволюцию, а инволюцию. Ну и Платон! Ну, надо же, разбойник. Возразил Дарвину за две тысячи лет до рождения Дарвина. Вот так.

 

Главная Предыдущая лекция: 9. Бог и страдания. Троица и триады Следующая лекция: 11. Понимания спасения и спасителя. Антихрист

Обратная связь: mail@poslushnik.info