сайт Послушник
Главная Предыдущая лекция: 10. Боговоплощение, метемпсихоз, «спасение» Следующая лекция: 12. О грехопадении человека

Читать дословный конспект (расшифровку аудио) лекции профессора Осипова А. И.
(5 курс МДС, 5 ноября 2012 г.) Скачать mp3 с официального сайта

11. Понимания спасения и спасителя. Антихрист

Понимание спасения в языческих религиях

Итак, прошлый раз мы с вами говорили о идее спасения и спасителя, которая для христианства является центральной, основной, основополагающей, ещё какие слова придумать. Потому что как только мы сказали Христос, мы сказали всё. Но это, конечно, зерно, которое требует своего раскрытия. Так вот, мне бы хотелось ещё раз вам напомнить, что сама идея необходимости спасения и пришествия спасителя присутствует, вы знаете, практически во всех народах. Исследователи религий самых различных, начиная от восточных культов, американских, северо- и южноамериканских, европейских дохристианских то же самое, всюду, оказывается, находят свидетельства о том, что во всех народах была идея. Идея, что придёт вот тот, который спасёт мир. Идея спасения, идея пришествия спасителя всюду. Вопрос только вот в чём: о чём думали люди, о каком спасении и о каком спасителе.

Вот лишний раз приходится убеждаться, что слово-то можно произнести одно и тоже, а смысл может быть до противоположности различным. Помните, я вам приводил слова Сумарокова: «То даром, что слова все точно ты нарёк, яви мне силу их и дух их точно». Стоит запомнить, действительно замечательная мысль, великолепно высказано то, с чем мы соприкасаемся просто постоянно.

Так и здесь, все ждали спасителя, все надеялись на какое-то спасение. О чём идёт речь? Это вопрос, я вам скажу, чрезвычайно важный, поскольку речь идёт о дохристианских временах и о религиях, которые были до христианства. Увы, человек не меняется, и история с человеком остаётся одной и той же. Начиная, видимо, от самого Адама и до конца мира. Всё повторяется. Сейчас нисколько не изменилось отношение к этой идее. Она присутствует всюду. И, к сожалению, всё в том же характере, в том же содержании, какое имело место и во всех практически дохристианских религиях, во всех людях нехристианского сознания. Одна и та же.

Язычество: хлеба и зрелищ

Эта идея вам прекрасно понятна. Понятна не только по истории, конечно. Но, например, мне она очень понятна по моему состоянию. Мне что нужно: хлеба и зрелищ, и больше мне ничего не нужно. Разве не понятно, мне какой спаситель нужен? Избавить от болезней, правда? От работы – ох, какое блаженство, конечно. Ну, от экзаменов и зачётов, это само собой разумеется, правда же? Вот такой бы нашёлся спаситель, это вообще был бы верх совершенства. Всё понятно. Это вот все те искушения, с которыми дьявол приступил к Христу после сорокадневного поста. Вот оно что брезжит, присутствует, и является главным содержанием человеческого сознания.

Если вы посмотрите на те примеры, о которых я сказал, что вы хорошо знаете, а я-то не знаю, на этих спасителей вроде Митры там, Геракла, героев самых различных в разных народах, то увидите, от чего они спасают все: только от земных бед. Только, и ни о чём больше думать не хотят. Даже, кажется, буддизм, где идеология, назвать религией же невозможно, там же Бога-то нет. Даже это мировоззрение, – скажем таким образом, – которое, кажется, отрешается от того грубого материализма, который пронизывает в основном всё подавляющее большинство религиозных, и тем более нерелигиозных концепций, даже там задача-то стоит в чём? Пожалуй, ничем не лучше. Там вообще уйти из бытия, вообще. Угашение, слово нирвана, вы помните, это угасание, угашение. И чем более угасает наше сознание, наша душа, тем более мы приближаемся к заветной точке своего существования. Вот такова, друзья мои, ситуация. Значит, мы видим, если сопоставим эту идею с тем, о чём говорит христианство, то мы видим вот такую полярность в понимании этого важнейшего вопроса. Важнейшего вопроса.

Христианство: человек — центр этого существования

О чём говорит христианство, мы с вами говорили, будем говорить и непрерывно будем повторять, чтобы где-то в каком-то кусочке извилины всё-таки застряло что-то, какая-то информация. Христианство тем и отличается от всех других мировоззрений, что обращает внимание не на окружающий мир, это, знаете ли, нашествие всех печалей и скорбей, которые двигаются на человека, а говорит, что человек есть центр всего этого существования, всего этого мира, слышите. Он центр. Как вот мотор в машине, он центр. От его состояния всё зависит окружающее, вы слышите, всё. Не только социальные какие-то проблемы и политические, нет, нет. Экологические, природные, сами законы природы, оказывается, находятся в прямой зависимости от человеческого состояния.

Кстати, обратите внимание, что Христос в Евангелии одним из признаков приближения кончины называет, помните, глады, моры, землетрясения, вот эти все, так сказать, экологические катастрофы, как сейчас бы мы выразились. Помните, он называет это. Но когда их не было? Они всегда были. Но обратили внимание, что сейчас постоянно повторяется: этого не было уже сто лет; этого вообще метеорологи никогда не наблюдали; такой силы ещё не встречалось, вы слышите? Причём, такое увеличение, обратите внимание, такое увеличение экологических катастроф, это поразительно. Но прямо нарастает. Как ни включишь радио, я почти каждый день включаю на 10 минут. Правда, там целых 3 минуты последние известия, а потом спорт, сколько десятков миллионов, за сколько он продался, то есть его купили. Да, сколько десятков миллионов. Самое главное же у нас в жизни что? Ну, конечно, разве не понятно, самое главное развлечение.

Так вот, постоянно только и слышишь такие вещи. Причём, по всему миру это идёт, не правда ли? Христианство обращает внимание, утверждает, говорит о том, что это есть истина, что человек, его духовное состояние определяет состояние всего окружающего мира, человек. Причём, вы скажете: как, человек, один? Видели, какое дело? Один, может, значит, но не столь решающим образом. Но когда не один, а несколько, когда, тем более, много, когда, тем более, всё человечество заражено одним духом, тогда всё ясно, что будет. Ели вы обратите внимание, обязательно обращайте внимание, чем живёт современный мир, то вы прекрасно поймёте, чем живут. Это эпоха лжи, эпоха разврата, эпоха обмана, эпоха наживы.

Уже когда-то апостол писал: их бог чрево. Это верно, но уже это даже не на первом месте, что вы. Есть, как говорят, и похуже и поглубже. Вот какие вещи.

Христианство: спасение в духовном состоянии человека

Итак, когда христианство говорит о спасении, то оно говорит о самой важной и, кстати, самой невидимой идее – это духовное состояние человека. Вот о чём оно говорит. Вы только посмотрите на все эти конференции христианские и межхристианские. Ну, что творится-то, ни одной конференции о насущных проблемах духовной жизни сегодня. Ну ни одной! Экология, и политика, и спорт, и культура, и чего только нет! О чём угодно: и молодёжь, и образование, и воспитание, ну, прямо мы готовы весь мир сейчас перевернуть. И говорят, и говорят, и говорят, и собираются, да. А воз и ныне там. Потому что забыли, что тормоз нажат такой, который с места не сдвинешь. О духовной проблематике ни слова.

А если употребляют слово «духовное», то посмотрите, в каком смысле, вы за голову схватитесь. Духовное – это как раз и есть образование. Наша школа какая? Духовная? Духовная, серьёзно? Никогда не ожидал. Ну, ещё богословская, чуть-чуть можно назвать, а духовной – извините. Что, вы все занимаетесь непрестанной молитвой, да? Какими-то подвигами? Серьёзно? Ух, как интересно, я никогда не знал, я давно, наверное, её окончил. Что вы!

Я помню, в конце XIX века один писал: монашество из духовных школ никто не принимает. Если и принимают, из гимназий, из университетов кто-то идёт, но чтобы из духовной школы, вы что. Это редчайшее явление. И верно, когда Михаил Грибановский в Питерской академии принял монашество, это было знаете, событием необыкновенным. Ну, ещё бы, если вы посмотрели, как описывает Вениамин Федченков митрополит, какая атмосфера была в духовных школах, то вы подпрыгнули бы под потолок. Пришлось бы вновь ремонтировать. Чудо.

Видите, даже когда употребляется слово «духовное», то только руками разводить приходится. Поэтому духовность при чём тут? Ещё раз повторяю, христианство утверждает: духовность – это подобие Богу, который есть Дух. В чём? В святости. В святости, а не в том компьютере, который можно набить, который называется нашей головой, и набить всякой всячиной и хорошей, и худой. А результат – Ноев ковчег для всякой твари, помните, и чистой, и нечистой. Как древо познания добра и зла. Ну, нет бы добра, ну, нет бы зла, всё было бы хорошо, нет – добра и зла, всё перемешано. А в бочку мёда достаточно ложку дёгтя, говорят, чтобы испортить.

Итак, эта идея спасения присутствует во всех религиях. Если хотите, не только религиях, во всех мировоззрениях. А сейчас весь мир о чём только и говорит. О чём говорит: о спасении. Просто иногда прямо называет это слово, иногда, знаете ли, так, завуалировано. А только и твердят о спасении. Только от чего – вы все прекрасно знаете и повторять нет необходимости. Какое-то помрачение ума. Все же утверждают, все катастрофы, все кризисы, которые сейчас налицо, носят, – извините, выражусь иностранным словом, хотя, как вы видите, я не люблю иностранщину, – антропогенный характер, то есть порождены человеческой деятельностью. Все порождены человеческой деятельностью. Не тиграми и не медведями, не комарами и не блохами. Человеческой деятельностью. Это очевидно? Да, утверждают – и ни с места, и точка. И тут же переносят на внешнюю деятельность человека. Вот так, друзья мои.

В понятие язычества включается и сатанизм и атеизм

В чём проблема, когда мы касаемся, пытаемся понять христианское понимание этой идеи? Ну, хорошо. В язычестве, кстати, под язычеством, я недавно вдруг неожиданно в разговоре с одним встретился, оказывается, понимают только вот тот древний политеизм, многобожие там и прочее. Да нет же, ну что вы. Это узенький, один только спектр. Нет. Язычество, как вы помните само происхождение этого понятия, это евреи называли всех тех, которые не принадлежат к иудаизму. Все народы те были языки, то есть народы. И отсюда все убеждения и верования назывались языческими. А эти убеждения были самого разного порядка. Сейчас постепенно расширилось. Если в те времена все народы были так или иначе верующие, то затем из-за некоторых процессов, которые произошли, появился даже атеизм. Кстати, сатанизм был и тогда. Сатанизм как культ сатаны. Появился атеизм. Так что к язычеству относится, атеизм – это язычество. Сатанизм – это язычество. И все прочие направления – это всё язычество, надо же это понимать. Так вот, вопрос, значит, в чём же?

Они говорили и говорят о внешнем спасении человека. В смысле от внешних всяких бед. И главная, конечно, беда, это какая? Это смерть. Все понимали, что да, невозможно, но строили прекрасные мавзолеи, какой-нибудь Тадж-Махал, которым можно любоваться. И похожие, конечно. Всё было. Но от этого никуда не убежишь.

А что же христианство? О каком оно спасении говорит? Ну, хорошо, о спасении от страстей, от болезней духовных. А от смерти? А что же предлагает христианство, интересно? Если вы скажете просто: ну, вот Христос пришёл, пострадал. Скажут: ну, и что изменилось? В чисто внешней ситуации в существовании человеческого общества ничего не изменилось. Войны, насилие, эксплуатация, обман, ложь, и прочее, как были, так и остаются. Правда, появлялись оазисы некоторые, и подчас замечательные оазисы в отдельных народах, в отдельных эпохах. Действительно, были оазисы просто настоящие. Но перед лицом всего глобуса, то есть Земного шара и всех народов, это, конечно, был ничтожный процент. А что же сделал Христос? Как Он избавил человечество, и избавил ли человечество от того, на что нацелена вся Его деятельность и главная жертва? Вот так.

Вы думаете, сейчас вам скажу? Ни за что. У нас об этом будет отдельная тема, вот тогда поговорим. А если вы будете всё знать, то это нехорошо. Вот так, учтите. Пусть будут и тайны некие. А сейчас я поговорю о другом.

Понимание спасителя

Я вам сказал о спасителе, и вот невольно хочется сказать хотя бы несколько слов о такой теме, которая интригует. Если сейчас объявление повесить где-нибудь в Москве, что в таком-то доме культуры состоится лекция такого сякого немазаного, не важно кто, тема: антихрист. Всё. Кремлёвского дворца съездов не хватит. Не хватит, ну что вы! Все ринутся. И рядом повесить объявление тоже, тема: Христос – никто не придёт. Кому Он нужен, слушайте, да что вы! Ничего себе, что, о Христе слушать лекцию? Это смешно. Антихрист – о! Правда интересно? Чувствуете, какова наша психология, чем мы живём? Вы думаете серьёзным интересом или любопытством? Любопытство, конечно, превыше всего. И вот через это можно даже понять, чем мы напичканы, каково состояние нашей души. Скажи «антихрист», и ринулись. Скажи «Христос», и никого нет. Это просто такая маленькая лакмусовая бумажка. И я думаю, что в данном случае нисколько не ошибаюсь в этом видении подобной ситуации. Но всё-таки я несколько слов скажу сейчас, просто по знакомству. Поскольку мы с вами не так часто видимся и не поделиться с вами нельзя.

Скажу о чём? О том, что вот то изображение спасения, о котором мыслит нехристианство и Христос очень точно подходит под краткую формулировку: Христос и анти-христ. Верно.

Христос не избавил человечество ни от каких внешних бед

Как помните, не раз уже приходилось говорить, Христос ни от каких внешних бед не только не избавил человечество, но, самое ужасное, я не знаю, современное христианство уже восстаёт, но восстанет ещё сильнее, уже открыто восстанет в своё время, ещё немножко осталось, наверное. Он даже вопроса не поставил об избавления человечества от этих внешних нестроений жизни, политических, социальных, экономических. Даже вопроса не поставил. А там, где и говорит, то точно наоборот. Говорит о рабстве, и не упрекает рабовладельческий строй, вы подумайте. Говорит о князьях, царях и прочее, и ни слова не говорит в то же время, в каком состоянии находятся другие люди. Это поразительно. А если взять ещё апостолов, то тут вообще всё. Это люди, которые не заботятся о благе человечества нисколько. Нисколько не заботятся.

Вместо того, чтобы развивать культуру, это же самое главное же, правда, менять социальный строй, политику, бороться с эксплуататорами, вплоть до крови и до убийства бороться, как есть такое в богословии освобождение, есть такое, оправдывает революцию. Есть в богословии революция, слышите? Это в христианской среде, не подумайте. В богословии революция, в богословии освобождение. Это появилось оно в латиноамериканских странах, где-то в Бразилии, Аргентине что ли. К нам приезжали однажды даже руководители этого богословия.

Так вот, Христос не поставил даже проблемы, и апостолы. Фактически даже оправдал рабство. Ну, оправдал чем? Не тем, что говорил, что это хорошо, а говорил, что отношение между рабом и рабовладельцем должны быть христианские. Но не слова не сказал о том, что надо прекратить это дело. Проблема, значит, какая?

Антихрист — это полный уход от идеалов читоты, истины, святости

То, что мы называем антихристом в общем смысле слова – это полный уход от Бога. Что значит от Бога? Нельзя швыряться словами. От идеала святости, вы слышите, от идеала чистоты, от идеала истины – вы слышите, от чего? Как мы сказали Бог – мы говорим святость. Вот уход откуда. Никакой. Наша цель другая: мы должны достичь вечной жизни на земле.

Кстати, современная наука в этом отношении, генетика, продвигается в этом отношении, кажется, очень быстро. Мы приближаемся к тому, что скоро со своим генофондом будем манипулировать так, что не знаю, какого человека выведем. То есть не человека, а какое существо выведем. Вся суть только вот открыть ещё там немножечко, уже многое открыто. Но главная, заветная цель – найти ген смерти. Точнее, ген старости. От смерти никуда не уйдёшь, если прибьют, то никуда не денешься. Ген старости найти, вечно молодым, вечно жить – вот она, заветная мечта.

Недавно мне сказали об одной артистке, ей уже за 60, она: нет, я вечно буду молодой, я не сдамся. Уже операцией ей перетянули кожу, что только не сделали бедной. Такая мученица, ой, её прям канонизировать надо бы живьём, я вам скажу. Вот кого надо живьём канонизировать, а не некоторых там, которые мечтают об этом богословов. Её надо бы канонизировать. Но, правда, раз, и умерла, представляете? Вот искушение-то. Заболела, причём, не вынесла, видимо, всех этих манипуляций.

Мечта, конечно. В этом вся суть, если хотите, идеологии антихриста. Благо в этом состоянии, слышите? Я не просто говорю «благо на земле», нет. А вот в этом, нашем состоянии. Состоянии каком? Состоянии, когда вся душа наполнена всеми страстями, только покопаться стоит. Как помните, образ хороший, кстати, на проповеди используйте образ. Лужица, подходите – ой, красота кристальная, блестит чистотою. Возьмите палочку и пошевелите – о, ужас, муть какая! Так и мы очень хороши, пока спим. Стоит только пошевелить, заденьте моё самолюбие и прочие страсти, и тогда узнаете, что это такое, какая лужица, какая водичка отличная.

Антихриста давно ждут

В отношении антихриста я много не буду говорить, потому что в этой книжке, есть книжка какого-то Осипова «Путь разума (а точнее, наверное, безумия) в поисках истины». Потому что разуму и нечего искать, правда? Он и так разумный. Поэтому, с моей точки зрения, ошибся, когда назвал так: путь разума в поисках истины. А вот здесь есть параграф, который я сейчас открыл, «Антихрист». Здесь приводится, знаете, он разбирает кое-какие вещи, в частности, говорит, что антихриста давно ждут. Причём, ждут не как-нибудь, а реально ждут. Он придёт. Когда: перед концом мира.

Помните, в 1492 году пасхалия окончилась. Пасхалия, вычисление Пасхи. На 1493 год уже не было. В следующем году Пасхи не будет, почему? А 92-й год всё, конец. 7000 лет истекло, начинается восьмая тысяча. А восьмая это что? Это уже вечность. Ожидание было видите, какое сильное? Пасхалия даже не исчислялась, подумайте только. Вот, всё наше церковное сообщество, вся наша церковь как мыслила. Не удивляйтесь поэтому последующим событиям, которые произошли в истории нашей церкви.

К концу XVI века церковь обладала третью всех земель в государстве Российском. Монастыри обладали колоссальными землями, поместьями, усадьбами. Монахи спорили с мужиками: зачем в нашем пруду рыбу ловите, зачем в лесу лес рубите, почему мало оброку даёте. В общем, отречение от мира такое было «хорошее». С мужиками, бабами, естественно, ну, всё как положено. Что вы! Вы думаете, случайно произошёл раскол в XVII веке? Что вы!

Разве не помните, как победило иосифлянство, не Иосиф, а иосифлянство. Когда в ответ Нилу Сорскому преподобному на то, что монахи должны иметь только самое необходимое, никакой роскоши, о злате и серебре и речи даже не могло идти, ни о какой красивой одежде, ни о каких милостынях, без крайней нужды ничего не принимать. Отречение должно быть полнейшее.1

 Помните, что ему ответили: ты, Нил, ошибаешься. Если так будет, кто же тогда из бояр пойдёт в монахи? Никто не пойдёт. А кто же тогда епископом будет? Некому. А не будет епископов – не будет церкви. Ох, Нил, какую ересь ты проповедуешь. Так Нил был посрамлён в 1503, в 1505 годах, когда были вот эти трагические, я бы сказал, соборы. И так дальше пошло.

Раскол XVII века – закономерное следствие. Пётр I прямой, вот оно, кристалл, появившийся на этой почве. Пётр I, о котором Константин Аксаков писал: «Вся Русь, вся жизнь её доселе / Тобою презрена была, / И на твоём великом теле / Печать проклятия легла». Видите, какая ситуация была, всё не так просто, как нам может показаться, когда мы грезим какими-то былыми временами. Всё не так просто.

Так вот, антихрист-то, видите, уже конец века, следовательно, антихрист должен придти. Где он? Ух, сколько их находилось в нашей истории, полно. А уж когда наступил 1666 год, ну, тут вы сами понимаете, тут всё уже. Когда Пётр I, ну, тут само собой понятно, кто же это ещё. Само собой понятно. Или когда наступила революция, я слышал, Ленин – это, оказывается, антихрист. Я говорю: а, может, Сталин? Нет, нет, Ленин. Почему же? Ну, и началась философия, конечно. Ну чего только нет.

Объективные признаки явления антихриста

Поэтому в наше время, я вам скажу, эти настроения опять поднимаются. Это время от времени так и идут эти колебания. Очень важно для нас с вами указать на объективные признаки его явления. Объективные, вы слышите, не потому, что мне кажется, или такое впечатление. Объективные – это какие признаки? Те, которые можем почерпнуть из Священного Писания, из Евангелия. Вот тут в этой книжке приводится. Восстанет народ на народ и царство на царство, будут большие землетрясения, по местам и глады, и моры и ужасные явления, и великие знамения, и так далее. Уныние народов, недоумение, ну, то, что я только что сказал. Всегда было, как правило. Но сейчас такое, которое, всё-таки, далеко не всегда, то что происходит. Идёт усиление всех этих явлений и военных, и экологических, действительно задумаешься.

Страх и ожидание бедствий, грядущих на вселенную

Причём, что дальше говорит: «Люди будут издыхать, – ой, как некультурно сказано. Всё-таки, вы знаете, у вас Евангелие есть, вы исправьте это. Ну, что же это такое, «люди издыхать», умирать будут, правда же? – Люди будут издыхать от страха и от ожидания бедствий, грядущих на вселенную». То, что приближаемся мы к этому, это же совершенно очевидно. Одна эта генетика, наверное, с ума сведёт. Эти научно-технические достижения – блестяще звучит. Когда что хотят сделать из человека. Когда это чипирование, которое сделает каждого человека, вы слышите, подконтрольным, подумайте только. Все до единого будут подконтрольны. Сказали слово, оно фиксируется. Полностью подконтрольны. И, естественно, где контроль, там и управление, надо же это понять, это же не просто контроль бесстрастный, конечно и управление, то есть подчинение.

Идём к этому? Да. Компьютерные технологии сейчас уже обещают, что примерно к 20-му, может, к началу 20-х годов эта чипизация должна произойти. Ну, не знаю, они не пророки, они исходят из перспектив развития. Но не важно, 10 лет, или 15 лет, но уже идёт этот процесс, вы видите? И действительно не очень приятно будет находиться под постоянным контролем, да ещё будет внушаться Бог знает что. А деньги сейчас уже выходят из употребления, уже во многих западных странах скоро вообще они выйдут из употребления, это скоро наступит. Мы окажемся, все люди, перед чем? Что у вас там на чипе записано? Вы что там, начинаете протестовать против чего-то? Вот вам и нуль. Пришли в магазин с портфелем и у вашего доцента нуль. Ух, власть начнётся, красота, да и только! Полная власть. Централизованное управление каждым человеком. Вот.

Мерзость запустения

Какие ещё признаки? Когда увидите мерзость запустения, речённое через пророка Даниила, стоящее на святом месте. Видите, ещё один признак его пришествия. Когда увидите мерзость запустения. Все думали, что это вот в советское время в России. Ну, всегда мы больше думаем о себе и о своём. На самом деле, посмотрите, какая мерзость запустения идёт в христианском мире во всём. Действительно, мерзость идёт и запустение. Это всюду, но самое печальное, конечно, учтите, что теперь ни одна мерзость, которая там на Западе есть не может быть удержана на границе. Нет границ. Они же сюда лезут и прут. И у нас уже во что превращается это, какие зрелища, на которых присутствуют и священники, и монашествующие. Какие концерты, рок концерты, в которых опять-таки участвуют христиане. Уж я не говорю рок, такой тяжёлый рок, это же мерзость ужасная. Я говорю, я когда в Америке открыл однажды эту дверь, посмотрел, какой-то кошмар, это дьявольщина, настоящая дьявольщина, и нет, идёт пропаганда настоящая. А музыка обладает сильнейшим воздействием на психику человека. Без слов, без убеждения, одна музыка. Одной музыкой можно душу полностью извратить, расстроить. Как прекрасная музыка создаёт некий мир, успокоение, если хотите, даже радость, то здесь это возбуждение нервов, психики. Люди буквально с ума сходят, сумасшедшие становятся. Понимаете, что внедряется. А молодёжь такие: пятнадцать, шестнадцать лет, кто они? Птенцы. Мода, и всё, а куда я от моды денусь? Никуда. Конечно.

Или девчонки, я жду, когда они вообще голяком ходить будут, мода. Вот, мне кажется, скоро это будет уже. То уже ходят выше крыши снизу и ниже сверху. Бедные, так бы во веки веков ни за что, а то мода! И ей надо тоже так ходить. О, во рабы! Вы подумайте, какое рабство! Вот это рабство. Это ещё до чипирования такое рабство. А что же будет, когда оно наступит? Мерзость, действительно, и запустение, которое движется, в том числе, и на нас, нашу землю.

Великие знамения и чудеса

Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Я вам скажу, это может быть один из самых таких признаков удивительных: великие знамения и чудеса. Слышите, я просто удивился: великие знамения и чудеса. Это действительно, чего только не происходит сейчас, чего можно только не услышать: и течёт и благоухает, и по крышам ходит. Богоматерь уже по компьютеру там в Вене, уже пожалуйста. Положите вещи перед компьютером, Богоматерь их Своей благодатью насытит, и вы как будто с Ней соприкоснулись, я вам рассказывал это, в Австрии, об этих явлениях. Чего только нет. И вот до чего мы падки все. До чего падки. Но особенно, извините, женщины, вы простите меня, но действительно они особенно. Где чудо, всё забросят и уже бегут. И не думают о том, причём тут чудо? Ты вся в зависти позеленела, а чудо давай. Вы понимаете, это извращение какое мысли, это жажда поразительная, жажда чудес. Причём, какая это беда, я вам скажу, это очень дело серьёзное, я вам сейчас зачитаю, что пишет Игнатий Брянчанинов, вы послушайте, как он пишет: «Люди, потеряв смирение, признающие себя недостойными не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда либо». Это в середине XIX века. А сейчас? Жаждут более, чем когда-либо. Послушайте дальше: «Люди в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, – особенно подчёркивает, – стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному». Ко всему чудесному, принимают, просто всё глотают. «Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся, – вот вам пророчество, умный человек был, – мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес». Вы слышите, должно открыться время поразительных и многочисленных ложных чудес. «Увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами».

Друзья мои, тут надо просто знать, как важно, когда нас предупреждают о чём-то. Учтите: лучше вам туда не ехать, ожидает вот то-то, то-то и то-то. И когда мы потом, не поехав, узнали, что там произошло, спасибо большое, от чего ты меня избавил, какое тебе спасибо. Предупреждение евангельское: дадут великие знамения и чудеса. Как бы нам это взять в голову, когда мы услышим о чудесах, как бы принять это, понять это, уберечь других людей: не бросайтесь вы за чудесами. Не чудесами мы спасаемся, ну что вы. Я могу насмотреться миллиона чудес и остаться тем же бесоподобным человеком. Бесоподобным человеком со всеми этими чудесами. Недаром преподобный Иоанн Кассиан говорил: «Чудеса, вызывая удивление, мало способствуют святой жизни». Так оно и есть. Так и есть. И Евангелие изображает нам это. Сколько чудес, и многие ли обратились?

Вот этот серьёзный признак, насчёт чудес, сейчас много их, значит, будет ещё больше. Нужно быть готовым к этому. И это признак, слышите, это признак приближения явления антихриста. Это один из признаков. И, кстати, такого обилия всяких вот явлений необыкновенного порядка, как сейчас, действительно, давно не было. Поразительно, сколько всяких явлений: и с иконами, и не с иконами, и там знаки на спинах и на лицах. И эти полтергейсты на квартирах, и мебель летит, и ножи и топоры, и я не знаю что. Причём, это же много, никто не застрахован. Вдруг появляется в квартире, и началось, не знают бедные люди, что буквально делать. Никакое освящение квартир не помогает.

А, кстати, обратите внимание опять: освятить квартиру. Не мне освятиться, а квартиру освятить. Вы слышите, как ловко мы действуем! Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт, правильно. С какой стати мне меняться, я квартиру освящу, вот это да. И не помогает, ах, ах, что же делать-то? Освятил квартиру, плохой, наверно, батюшка. Что-нибудь пропустил, наверное молитву, или не так покропил, не во все стороны. Вот какие мы, прямо, вы слышите, это поразительный примитивизм, это сознание какое-то детское, детское сознание. Не во мне, оказывается, причина, а в квартире. Что только творится, да. Так вот, друзья мои, это один из очень серьёзных признаков, о которых современному человеку, ой, как бы надо знать, как бы надо помнить.

Объединение Земли под контролем гения человечества

И, конечно, самым таким явным признаком будет, когда уже вдруг объявится этот гений человечества. Произойдёт объединение всего Земного шара в одно государство, как написано, и придут все народы и поклонятся перед ним. Все народы. Зосима Соловецкий, кстати, писал, я вам процитирую, вы и сами прочитёте, конечно: «Когда услышите, что пришёл на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это антихрист». Как интересно. Услышите, что на землю пришёл Христос, то знайте, что это антихрист. Почему? О Господи, долго ли открыть Евангелие и посмотреть. И Господь говорит, и апостолы говорят, что пришествие Христово будет как молния, моментально, вдруг, как сеть найдёт на лицо земли. А не так: «услышите».

Ах, да, наконец, избрали всемирного царя, помазали. Кто? Все религии. И перепомазали. Помазанник будет такой, держись! Всё, такой помазанник, сами понимаете. И вот этот обманщик и негодяй сядет в храме Божьем, выдавая себя за бога. Как же, Христос же Бог, и, естественно, поклонение ему. Кланялись христиане ошибочно две тысячи лет Ему как Богу, он и будет и объявит себя этим, и ему поклонение начнётся. Вот когда от человека будет зависеть принять или не принять антихриста. Вот где он покажет себя.

А мы опять-таки очень ловко это подменяем. Шестёрки – всё, там в штрих-коде шестёрки. Всё, примешь штрих-код – принял антихриста, ай-ай-ай. Ну, давайте тройки напишем – будет в честь святой троицы, да? И сразу спаслись. Это такой примитивизм,  слушайте, ну, что-то такое умопомрачение какое-то. Ну, семёрки, если уж вы тройки боитесь, 7777, ай-ай-ай.

То, что действительно для сатанистов шестёрки цифры очень возлюбленные, в этом сомневаться не приходится. Можно было бы в эти коды любые цифры поставить, как говорят компьютерщики, любые. Но они предпочитают шестёрочки, ну, ещё бы. Почему? Помните Соломона? Когда Израиль был в потрясающем блеске, господстве, славе и богатстве, ежегодно Соломон получал 666 талантов золота. О, слышите, что такое шестёрки? Это символ чего? Потрясающего изобилия всех благ, какие только можно себе представить. Вот оно, вожделенное 666. Это знаете сколько? Это более 32 тонн, почти 33 тонны золота, только золота. Вы почитаете это, а серебро там вообще ни за что не считалось. Это копеечное государство почти 33 тонны золота получало в год. О, чувствуете? Ну, это ли не идеал жизни, скажите? Найдите другой. Да нет его другого выше.

И поскольку он объявит себя Христом, то естественно будет требовать себе божественного поклонения, не какого-нибудь, поэтому находим в Откровении такие слова: и даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно. Богохульно в каком смысле? Я бог, а не то, что вы о каком-то Боге думаете. Это богохульство. И дана ему власть действовать. Вот 42 месяца. Кто знает, может это действительно 42 месяца в нашем исчислении, может, это что-то другое, это не имеет значения. Скорее всего, что это будет реальная цифра, потому что земля не может долго продержаться при этом полном сатанизме. Я обращаю ваше внимание, слышите, при полном сатанизме. Религия станет сатанизмом. Произойдёт отречение от Христа Иисуса. Он объявит себя Христом, противостояние, противоставление, богохульство начнётся и люди будут кланяться этому богохульнику. Культ сатаны. Он уже давным-давно существует, и сейчас, как вы видите ясно, откуда все эти программы по телевидению развратные, кровожадные и прочие. Ясно, кто их может составлять, понятно же кто. Порядочный человек не может этого делать. Значит, ясно, от какого культа исходит всё это. Так вот, откроется эпоха сатанизма, то есть уже не выдержит мир долго этого. Поэтому скорее всего надо предполагать, что действительно это будет всего эти 42 месяца, то есть три с половиной года.

Достижение полного мира и безопасности

Ну, и такой очень сильный последний признак, по которому можно будет судить, что мы можем «поздравить» человечество, это мир и безопасность, наконец. Всю историю только и думали, и когда же мы только создадим мир и безопасность человечества. Вы слышите, всю историю. Сейчас посмотрите, где они, мир, безопасность? И вдруг наконец одно мировое государство. Одно, некому воевать друг против друга. Более того, никакие заговоры невозможны, ни восстания, ни революции, абсолютно всё исключено. Никаких преступлений не будет, обращаю ваше внимание, никаких. Малейшее нарушение закона будет караться так, что никому больше и в голову не придёт. Всё, полная власть. О, мир, безопасность, законопослушность полная, всё. Что ещё хотите? И тогда внезапно постигнет пагуба.

«Спасение» завершится тем, что земля и все дела, которые на ней, сгорят

Я не мог удержаться, чтобы сегодня не поговорить об этом, поскольку наша эта тема очень серьёзная, тема о спасении. Вот чем кончится это «спасение». Апостол Пётр сказал об этом: земля и все дела, которые на ней, сгорят. Причём, предупредил, что потопа не будет, а именно сгорят. Это очень любопытно, кстати. С чего бы, ещё второй раз всю землю закроет вода, нет, нет, отверг: сгорят. И верно. Мы можем предполагать, при том направлении научно-технического развития мы видим, что скорее всего это дело идёт именно к этому, а не к чему-либо. В конце концов, кто-то должен же броситься с крыла храма, чтобы ангелы его понесли. Броситься должен. Не в прямом смысле, а в переносном. Какое-нибудь потрясающее чудо устроить космическое. Гадать можно сколько угодно, в результате чего земля и все дела, которые на ней, сгорят.

Вот, видимо, поэтому и будет это вдруг пришествие, второе пришествие Христа вдруг, как сеть на лицо земли, во мгновение ока, как молния. Смотрите, какие признаки указываются там. В связи с этим хотелось сказать. Ну посмотрите, сколько уже за Христа себя выдают, Боже Ты мой. Как там этот, который воскрешать в Беслане хотел? Гробовой объявил себя Христом. Господин Мун объявил же себя Христом. Недавно скончался, бедный. Виссарион – опять Христос. Вы думаете это всё? Нет. Однажды ко мне приехала женщина, сначала дочка, потом вместе приехали, что она нашла Христа, второе пришествие Христа. И сколько их будет, несмотря на то, что в Евангелии с такой категоричностью сказано. Христос предупредил: остерегайтесь, предупреждаю, скажут вам вон там или вот здесь, в пустыне или в городе, в потаённых комнатах – не верьте. И вот несмотря на это опять начинают.

Как молния Его пришествие, второе пришествие Христа будет. Очень возможно, судя по этим всем местам, что это будет связано с последней страшной катастрофой на Земном шаре, когда земля и все дела, которые на ней, сгорят. Это, кстати, о чём ещё говорит?

Не надо думать, что мы услышим о пришествии Христа и подготовимся, сбегаю в храм и причащусь сразу. Ну, как же, тут-то уже ясно, второе пришествие, Христос с ангелами, всё. Оказывается, не будет времени. Времени не будет, раз и всё. Ну, какая-нибудь цепная реакция, наверное, сверхмощная будет. Я же вам говорил, помните, когда атомную бомбу изобрели, Оппенгеймер всё-таки решил взорвать атомную бомбу, хотя многие его коллеги удерживали: обожди, рано, вдруг цепная реакция начнётся. Нет, трудно было удержаться. Трудно. У детей одни игрушки, у взрослых другие, но тоже игрушки. А как же в игрушку не заглянуть, это уже выше сил человеческих. Ну, вот так.

Учебные вопросы по теме «Что сделал Христос»

А о том, что сделал Христос, мы с вами поговорим, но почему я не хочу сейчас сразу говорить? У меня есть причины. Я вам сейчас скажу. Для того, чтобы сказать об этом, мы с вами поговорим о следующем. Сейчас я вам целый план дам на перспективу жизни.

Во-первых, когда мы говорим о спасении, то мы же должны сказать, а что за погибель? Ведь спасают того, кто в гибели находится, не правда ли? А что за погибель? Что случилось? Нельзя же отделаться какими-то словесами. Вот нам с вами придётся чуть-чуть посмотреть, быстренько, это даже сегодня некоторые вопросы рассмотрим. Кем же был человек сотворён, какова его была природа до грехопадения? Что такое грехопадение? Что произошло с природой человека после грехопадения? Мы же должны понять, о каком спасении будет идти речь. Это первый вопрос.

Дальше. Мы говорим: после грехопадения. А что такое грех? Кажется, это такое простое, уж самое возлюбленное наше, уж ближе для нас ничего и нет, и, тем не менее, приходится рассуждать, о том, что такое грех. Правда, интересно? Но вот добродетель бы, вот, спросили бы, что такое, я бы тут начал ёжиться, и не знаю, что это такое. В своей жизни с собой никогда этого не происходило. А вот с грехом – пожалуйста, тут уже в обнимку. Что такое грех, стоит об этом поговорить. Что же оказывается, на первый взгляд что-то простое, а требует тоже некоторого внимания. Потому что, знаете, сколько настроено, ой-ой-ой, какие грандиозные вавилонские башни. Если возьмём так называемый первородный грех, а грех рода, да и личный грех тоже, не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Ну, если нам удастся с этим разобраться, а надо попытаться, конечно, это сделать, то дальше мы с вами приступим уже почти вплотную к нашему главному вопросу.

Ведь христианство утверждает, что для спасения потребовалось боговоплощение. Что это значит? Мы с вами говорили там о разнице с языческими богами. Нет, а здесь-то что? Что значит боговоплощение, как это понять? Какую природу принял Христос человеческую? С чем соединился? Я вам скажу, вот так кажется просто, на самом деле, если бы вы знали, какие баталии тут разыгрываются. Ведь нам, книжникам, нет ничего милее, как поспорить. Какую природу принял Бог Слово? Первозданного Адама, или согрешившего Адама? Ох, какая красота, правда? Тут мы друг друга изрешетим. Но придётся поговорить, попытаться сказать. И до сих пор всё ведутся эти войны.

Наконец, поговорим тогда уже о жертве Христовой, что она значит. Что это такое, искупление? Выкупил у кого-нибудь, да? Интересно, у кого? Выкупил, ну, наверное, у дьявола? А, значит, дьяволу принесена жертва, да? Да? А как, это что такое? У Бога Он выкупил? Так зачем же у Бога выкупать? Слава Богу, если у Бога были уже, не надо и выкупать. Что такое, как понять, что такое искупление? Что сделал Христос? Опять те же вопросы: что изменилось? Я вам скажу, это центральный вопрос христианской веры. Слышите, центральный вопрос, с которым связан очень серьёзный вопрос.

Кстати, я просто скажу, с мусульманами я встречался. Они прямо задают вопрос: зачем крест? Зачем страдания? Аллах разве не всемогущий? Какой же Он тогда Бог? Зачем крест? Разве Он не мог просто спасти людей, правда? Если мы не можем ответить на эти вопросы: что такое искупил, что такое спас Христос, зачем крест? Это же центральные вопросы. Если хотите, это всё христианство здесь, в этом заключено. Если здесь мы ничего внятного не можем сказать, не можем этого понять, тогда всё прочее, знаете ли, как зыбкая почва, как водичка. Это центральные вопросы, которые должны быть особенно серьёзно осмыслены, показаны, которые мы могли, действительно, предложить каждому вопрошающему «зачем это?» Вот так.

Мы потом поговорим и о других вопросах, которые даже очень важны. Это вопросы, связанные уже со следствием этой жертвы Христовой. Если хотите, это ответ на вопрос: что Он дал, что Он сделал, что такое спасительное произошло в связи с Его жертвой. Это и вопросы о Церкви, это и вопрос о таинствах. Вопросы, которые в высшей степени важны, ибо без их понимания опять-таки можно далеко уйти. Вот так. Церковь, таинства – это очень важные вопросы.

Ну, и потом просто мы с вами сделаем некий завершающий этюд такой. Всё-таки мы должны, в конце концов, сказать: ну, а с какой стати вы считаете, что христианство является истинной религией? С чего вы это взяли? Вы так верите? Хм, пожалуйста, верьте. Ну, и верьте. Но мало ли кто во что верит. Значит, это просто ваше субъективное отношение, и больше ничего? Так вы родились, так воспитались, так вы попались, да? А может, вот Мун как раз был и прав, вот так. Почему христианство истинная религия?

Друзья мои, этот вопрос сейчас в высшей степени важен, и вы понимаете почему. Понимаете, когда начинается такое месиво, когда начинается такое смешение всех религий, когда идёт прямая попытка создания одной универсальной, если хотите, религии. Универсальной, всеобщей, в которой все эти догматические истины, они просто ничего не значат. Причём тут все эти истины, причём тут Христос? Да не важно, во что вы верите, главное… и начинается, что главное. И эти вещи, о которых можно сейчас услышать, ой-ой.

Сейчас я вот в Риге был, мне дали небольшой материал о медитации, международное общество медитации, которое устроено католическими идеологами, католиками. Да. И, в общем, тут мы, оказывается, идём очень далеко. Я может, вам найду времечко немного, кое-что, по крайней мере, несколько моментов отмечу, перед чем мы с вами сейчас стоим.

 

Комментарии

1. В Сказании о блаженном отце Досифее, ученике святого аввы Дорофея рассказывается, что Дорофей никогда не приобретал для больницы, о которой имел попечение, ничего красивого, но только то, что было хорошо в деле. Однажды Досифей принёс учителю хороший и очень красивый нож. Тот не хотел, чтобы ученик имел пристрастие к какой-либо вещи, и сказал: «Досифей! Ужели тебе угодно быть рабом ножу сему, а не рабом Богу? Или тебе угодно связать себя пристрастием к ножу сему? Или ты не стыдишься, желая, чтобы обладал тобою сей нож, а не Бог? Пойди и положи нож в больнице и никогда не прикасайся к нему» [Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. – М.: Благовест. 2013, с. 28].

Главная Предыдущая лекция: 10. Боговоплощение, метемпсихоз, «спасение» Следующая лекция: 12. О грехопадении человека

Обратная связь: mail@poslushnik.info