сайт Послушник
Главная Предыдущая лекция: 18. Сущность Христианства Следующая лекция: 20. Ложные понимания Христианства. Часть 2

Читать дословный конспект (расшифровку аудио) лекции профессора Осипова А. И.
(5 курс МДС, 4 февраля 2013 г.) Скачать mp3 с официального сайта

19. Ложные понимания Христианства. Часть1

Сущность христианства

1. Суть вероучительная сводится к Иисусу Христу

Сущность Христианства в плане вероучения сводится к одному центру, к единой точке: к искупительной жертве Христа. Ещё проще сказать: к Христу. Христу какому? Рожденному, воплотившемуся, вочеловечевшемуся, пострадавшему, распятому, умершему и воскресшему. То есть вся суть вероучительная сводится к Иисусу Христу. Итак, вера христианская утверждает, что Он Спаситель.

Есть вторая сторона сущности христианства, без которой вот эти простые утверждения наши теряют свою силу. Вы же помните, как мы с вами, по-моему, проводили такой ужасный эксперимент, когда я попросил вас пригласить сюда господина беса и мы приняли у него экзамен по всем богословским дисциплинам и истинам, и оказалось, что он блестяще всё знает, причём так знает, что, конечно, никакие профессора в мире не знали и знать не будут. При этом даже, вы помните, его ехидство, когда я при всех вас спросил: ты в это веруешь? Помните, как он ответил: «Это вы веруете, а я знаю, что это так». И когда мы предложили: «Ну что ж, давай теперь помолимся с нами» – помните, что произошло? Сколько времени нам с вами пришлось проветривать этот актовый зал от той серы огня и дыма, которые вспыхнули только от одного его исчезновения.

Так вот, кажется всё более-менее понятно, в чём суть христианства: конечно, во Христе. Он центр, Он основа, Он цель. Недаром вся атеистическая пропаганда во все времена, начиная с первого столетия и до настоящего времени пытаются всячески дискредитировать Его даже как историческую личность. Помните, до какого безумия дошла мифологическая школа французских так называемых просветителей, которые вопреки утверждениям известнейших величайших историков древности Тацита, Плиния младшего, Светония, Иосифа Флавия, которые прямо говорят о Нём, заявляли, что это миф. Знаете, есть такой термин, не совсем он литературный, но, тем не менее, он удачный: упёртому человеку ничего не докажешь. Ему говорят: дважды два четыре, – нет, это сорока на колу! Ну причём тут сорока, причём тут кол? Мы говорим дважды два – нет! Упёртому ничего не докажешь.

Итак, сущность христианства сводится ко Христу и тем основным моментам, которые связаны с Ним, с Его жизнью, его страданиями, смертью и воскресением. Причём подчёркиваю, что если бы всё было, но не было воскресения, христианство рушится, тогда обессмысливается наша жизнь. Если Христос не воскрес и мы не воскреснем, то какой смысл жизни, чем христианство отличается от любого материализма? Ничем. Завершающим этапом, завершающим выводом из жертвы Его является воскресение, сам факт. И мы с вами говорили, какие доказательства этого исторического факта мы можем привести, исходя из основ исторической науки. Это масса свидетелей, которые прямо об этом пишут, и которые до смерти страдали за эту веру, но не отступили.

Это мы слышали, и можно так и оставаться с этим слышимым. Поэтому когда мы рассуждаем о сущности христианства, то приходится указывать и на другую сторону, без которой первая остаётся пустым звуком. Услышать можно всё, что угодно, и можно даже поверить. Вот, когда я сейчас шёл, по улице слона вели. Представляете? Вот я опоздал на три минуты: я не мог, я растерялся, ахнул: ведут по нашей улице слона, настоящего, с хоботом, огромными ушами! Поверили? Если поверили, то знаете, что так и было, если не поверили – не знаете. Правда, интересно? Я о чём хочу сказать? Но, правда, слона сейчас не водили, не было. Дело в другом.

2. Христос — мой Спаситель

А как не просто принять то, что мне сказали, а как в этом убедиться? Вторая сторона сущности христианства и говорит: разберите только сам факт: Христос это Спаситель. Спаситель кого? – каждого человека. Не только человечества (я люблю всё человечество, только не люблю ближайших своих ближних, терпеть не могу, а всё человечество очень люблю). Так вот, Спаситель Он не только всего мира, а Он, – представляете, вот это никак не могу понять, – Он и Спаситель мой, меня. От чего? Ну, если спросите, конечно: грешен ли? Я скажу ну да, грешен, конечно, ты сам грешен тоже, и все мы грешны, ну и что из этого? Но спасать-то чего меня, я очень хорошо себя чувствую, у меня всё удобно, жизнь настроена! От чего спасать? Грехи? – ну что, грехи, а что, я погибаю, что ли?

Оказывается вся суть христианства, христианской жизни сводится к тому, чтобы человек смог убедиться, что ему нужен Спаситель. А убедиться в этом он может только при одном условии: когда увидит, что он тонет, захлёбывается, хватается за соломинку, а она не помогает. Вопит и кричит: спасите! Мы с вами сколько раз говорили: тот, который лежит на берегу Красного моря на солнышке, песочке, ему никакого Спасителя не нужно. Вот так все люди и пребывают. Думают, что они лежат на берегу лазурного моря. А если мы обратимся к жизни тех, которые проникли в суть христианской веры, то к чему сводится вся суть их подвига? Мы говорим: какие подвиги, какие посты, какое утомление, какие молитвы! И к чему они приходили? К чему они приходили поразительно. Когда мы произносим, повторяем те фразы, которые они высказали, у человека недоумение возникает даже. Как это, Пимен Великий вдруг говорит: поверьте, братия, я буду ввержен туда, где сам сатана. Сисой Великий умолят перед смертью явившихся к нему ангелов дать ещё время на покаяние, а на него смотреть невозможно было от того сияния, которое исходило от его лица. Тебе ли, отче, покаяние? – ему в изумлении говорят собратья. А он отвечает что? – поверьте, братия, я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моему. Макарий Великий, которого называли земным богом, в утренней молитве мы читаем: Боже, очисти меня, грешного, яко николиже (никогда) сотворил благое пред Тобою.

Вы знаете, я помню, когда показывали мальчишки иконы: вот это XV века, это XIX век, XX века, – я смотрю, ничем не отличаются, как понять? Почему XV, почему XIX век, почему это новое, почему это старое? Только лишь тёмное, может быть. Ничего не мог понять. Так и здесь в духовной жизни требуется опыт специализации, как в любом деле, для того, чтобы отличить ложное от истинного и понять, действительно, суть той вещи, которая является предметом наблюдения. Посмотрите, к чему приходили величайшие, это поразительно. Если их сравнить, на них посмотреть, с тем фоном, который окружает их, то есть сознание, душевное состояние тех, которых мы зовём обычными христианами, то есть нас, то просто даже не вероятно.

Мы грешные, и что? Ну и что, что грешные, что вы ещё хотите? А они плачут, Боже мой, дать время на покаяние! Предполагать здесь какую-то игру – это просто безумие будет. Почитайте Антония Великого, как он пишет, почитайте труды отцов Добротолюбия, что они пишут. Это люди, которые поражают не только благодатностью своих писаний, а умом. Просто читаешь их, вы знаете, поражаешься уму, насколько сильный ум. Как часто в кратких, немногих словах, одна фраза – это потрясающая глубина. Ум даже поражает их. Это люди, которые боялись в мыслях допустить какое-то лукавство, ложь, лицемерие, они приходили к чему? О чём мы с вами говорим о сущности христианства. Они приходили к тому, что поняли через опыт правильной христианской жизни, принуждения себя к жизни по заповедям, поняли, что они находятся в состоянии таком, от которого может спасти только Бог, только Христос. Мы этого не понимаем. Ой, извините, я, может быть, о себе говорю. Нет, у нас между прочим: Христос-Спаситель, Христос-Искупитель. Поняли, пришли, увидели, в каком тонущем состоянии находятся, в какой неизлечимой болезни они находятся. Постоянно источаем совсем не то, что соответствует воли Божией, соответствует Богу, его свойствам. А ведь человек-то богоподобное существо по своей данности. Оказывается, кроме данности, ещё есть и заданность. Да, зерно-то есть, а где же древо, на котором вырастают эти плоды, которые питают человека, которые насыщают его, которые приобщают его к Богу, – где они? Оказывается, опыт просто правильной христианской жизни постепенно открывает человеку причину, почему потребовалось приходить Христу, почему он мой Спаситель? Не просто эти формальные слова «я грешный», а видит. Знаете, как человек тяжело болеющий, который страдает, ему не надо говорить, что ты больной. Он страдает, он умоляет: помогите мне, спасите меня, дайте мне средство, утолите мою боль! Когда человек страдает, ему что, надо доказывать, что он болен? Ему нужно говорить, что ему нужен врач-спаситель? – смешно говорить.

Исцелять человека от его мертвящего состояния пришлось самому Сыну Божьему

Мы с вами говорили ещё об одном моменте, почему к человечеству пришёл не ангел, не какой-то пророк, не какой-то посланник от Бога, чтобы спасти людей – нет! Пришлось самому Сыну Божьему воплощаться, чтобы исцелить человека от того убийственного, мертвящего состояния, в котором он находится. Вот эта истина постигается только через правильный опыт христианской жизни. И блажен, кто к этому приходит. Блажен, знаете, в каком смысле? Не просто хвалю, нет. Человек, увидевший это, переживает потрясающее блаженство в своей душе. Почему? Но не потому, что он видит себя погибающим, а потому, что ему открывается бесконечная любовь Божия, которая вот она, готова всё сделать человеку, только обратись. Наше обычное состояние – ничего не обращаемся. Ну, грешный и грешный. Ну, я батюшке отчитаюсь в проделанных грехах. А то ещё напишу ещё записку такую вот. И всё. Грешен, ха-ха.

А они увидели, это же истина, если Сам Бог пришёл для спасения, следовательно, в каком же состоянии я нахожусь? – я этого не вижу. Напротив, мы видим, до чего же мы хороши, ну, просто, лучшие в мире! Только вот окружающие люди почему-то никак этого не видят. И никак не могут понять, до чего мы хороши, и часто нас осуждают и делают нам неприятности, всякие замечания. Если бы они знали, до чего мы хороши! Просто потому, что они плохи, они этого не видят.

Истина о том, что Сам Бог, вторая ипостась Святой Троицы, воплотился и пришёл для спасения, свидетельствует о какой-то кардинальной повреждённости нашей, для которой потребовалось такая великая, величайшая жертва. Ещё раз повторяю, никакой пророк, никакой святой не мог этого сделать. Следовательно, какая же глубина повреждения!

Итак, первая истина это утверждает. Вторая сторона показывает и говорит: вот на каком пути только человек действительно убедиться в истинности этой истины. Слышите, что я говорю: в истинности истины, о том, что, действительно, Христос является Спасителем, а не просто так, знаете ли, одним из пророков, или каким-нибудь святым, или учителем. Вот так. Это просто я напомнил некоторые мысли, о которых мы с вами рассуждали давным-давно, уже целую неделю тому назад.

 

Ложные понимания христианства

Сегодня, в связи с такими рассуждениями, мне кажется, очень неплохо нам поговорить о другой стороне этой темы, стороне не менее важной, не менее серьёзной. А как же всё-таки понимают христианство, какие ошибочные, искажающие, буквально, взгляды на христианство мы видим сейчас? Сейчас, и до этого, и в будущем это будет. В чём принципиальные ошибки, допущенные и допускаемые, когда мы пытаемся разобраться в сущности христианства. Об этом стоит поговорить, поскольку всем вам, учащимся, придётся сталкиваться, и вы уже сталкиваетесь, и вам придётся объяснять, придётся говорить об этом, чтобы объяснить, какие подчас неверные точки зрения возникают в сознании. Каковы же эти ошибки? Настолько они разнообразные, эти ошибки, и насколько они все уродуют христианство… А что значит христианство, христианство ведь не испортишь. Уродуют себя таким пониманием христианства.

I. Идея устроения Царствия земного

Что обращает на себя внимание в настоящее время, это попытка понять христианство как религию, сутью которой является максимально лучшее устроение людей в этой жизни. Задача христианства помочь людям, насколько это возможно, достичь благосостояния, здоровья, социального прогресса, благополучия, мира (ну, ещё бы, война – это ужасно, без мира какое благополучие, когда бомбы летят и ракеты). Вот достижение чего, всех этих благ.

Причём идея какая? Христианство это религия любви, правда же, и разве спасение наше не в нашем ближнем? И поэтому основная задача разве не в этом должна состоять? Хорошая мысль, правильная мысль. Об одном только она забыла: а почему мы решили, что самая главная наша забота должна состоять о внешнем благополучии человека? Разве ради этого пришёл Христос? Ради этого он послал апостолов? Разве речь идёт о социальном благоустройстве? Эти вещи будут являться следствием правильного духовного устроения. Но вся задача, вся суть христианства заключается в изменении человека.

Ибо надо же, в конце концов, понять великую мысль Цицерона (представляете, иже не во святых, кажется, да?). История – наша лучшая учительница. Всю историю идут перевороты, революции, перестройки, восстания, войны. Ради чего? Ради благополучия человека. К чему привели тысячелетия? Мы видим. Как было, так и осталось. Как было неравенство, так и остаётся, как было невежество, так и процветает, как были болезни, так ещё более усиливаются, деградация моральная как море разливается. Все эти внешние преобразования сами по себе, без изменения человека ничего не дадут кроме одного: рабы становятся господами, а господа рабами. И всё, и ни с места.1

Вот эта идея социальных преобразований, вот эта идея устроения жизнеспособного общества, идея устроения Царства Божия на земле. И что же разумеется под Царствием Божием? Помните, фарисеи скрупулезно исполняли все церковные предписания, закон Божий. «Равви, а когда Царствие Божие придёт? Ты, учитель, знаешь ведь всё». Ответ страшный, ответ, который и явился, и объясняет нам весь разрыв, который произошёл между христианством и иудаизмом. Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут, вот оно здесь, или вот оно там, ибо Царство Божие внутрь вас есть (Лук. 17:20-21). Счастье, благополучие, радость, мир – внутри человека, а не вне его. Произошёл страшный разрыв. Иудаизм ожидал Царствия Божия какого? Вот здесь, где он. Надо для этого сделать то-то, то-то, и то-то. И вдруг такой ответ. Это же перечеркнуло самую суть надежд и чаяний. О, это действительно изменник.

Вот это устроение Царствия Божия на земле, эта идея максимального устроения земного благополучия, которое, как кажется, обосновывается любовью к ближнему, на самом деле эта идея является коварной, искажающей всю настроенность человека, извращающей самого человека даже. Потому, что он из того, у которого голова кверху поднята, а не как у всей скотины к земле, он, обращённый к Богу по самой природе своей, оказывается, падает. Приложися скотом бессмысленным и уподобися им. Это ли не извращение? Настоящее, полное, страшное.

Омирщение христианского сознания

От того, что происходит с современным христианством, я, надеюсь, можете это видеть, чем занимается всё западное христианство… Я сказал западное – надо же понимать, надо быть деликатным, – но теперь границ же нет. Вы знаете, вот здесь была граница, стояла граница. Здесь всякая дрянь, а здесь чистенько было. И вдруг взяли, и раз, и убрали, и вся дрянь потекла и сюда. То есть, говоря о западном христианстве, я просто говорю о том, что нельзя устраивать себе золотых мечтаний и думать, что это-то не мы, слава тебе, Господи, мы не такие, мы-то Русь православная, правда? Если не верите, я даже на плакате напишу крупно, что я православный, чтобы никто не усомнился. Действительно, вот это огромное влияние социализации христианства, то есть то, что можно назвать другим словом омирщение христианского сознания, когда всё внимание обращено исключительно на внешнюю сторону жизни, на эту мирскую жизнь, почему называют словом омирщение, – это страшная опасность.

Почему страшная? Я сказал, что голова вместо верха начинает опускаться – это этап. Когда придёт этот лукавый негодяй, который объявит себя Христом, все люди, которые были убеждены, что христианство – это и есть религия социального прогресса и устроения жизнеспособного общества… А ведь эту терминологию, думаете, я придумал? – ничего подобного. Это экуменическая терминология. Это название конференции, это лозунги. …Когда увидят, что он это и делает, то, о чём мы беспокоились, на что мы тратили огромные силы души и ума и средств, и вдруг вот, наконец, он пришёл, и устроил! О, это Христос! Поняли, к чему это ведёт? Это не просто омирщение, в котором мы заблуждаемся, что-то помним мирское, где-то обращаемся к Богу – нет, тенденция совершенно конкретная. Идёт к тому завершение истории, о которой так замечательно писал апостол Павел в послании к Фессалоникийцам, называя его человеком греха, и описывая, какие его свойства, как он себя проявит. В чём дело? И дело всё в этом, в том же всё самом, вот этом страшном пороке, который развивается, и который сейчас поражает буквально христианские народы.

Думаете случайно, когда в Европейской Хартии даже не было упомянуто христианство. Протестовала католическая церковь, выступал наш патриарх Алексий II, синод наш: что же такое, Европа, которая всю историю жила, кажется, со знаменем Христа, вдруг забыли упомянуть даже. Что думаете, случайность? Нет, совсем не случайность. Совсем нет, ибо вся направленность сознания идёт только на одно.

Причём подумайте, на что – на призрак. У пророка Давида в одном из псалмов так прямо читаем: человек – это призрак, который есть и исчезает, и нет его. Оказывается, мы все только призраки. По космическому времени, помните, я вам говорил, человек существует всего пару секунд. Представьте себе, две секунды мы живём. Это мы здесь, тянем, растягиваем резину на несколько десятков лет. Правда, она очень часто обрывается, и десятки лет никак не получается. Но, тем не менее, мы тянем эту резину, пытаемся изо всех сил её растянуть, как будто что-то изменится. А ничего не изменится, всё также быстро проскочит, как всё предыдущее время. И что вы скажете? Ну, сон, и больше ничего. Вот проснулись сейчас, смотрим, а всё то было сон. Неужели трудно понять? Следовательно, и вся последующая жизнь до последнего мгновения окажется таким же сном. Потому пророк Давид так и написал: человек – это призрак, призрак некий, возникающий и исчезающий как в своём сознании, так и в сознании других людей.

Отец Серафим Роуз, имя которое всем известно, однажды написал: Христос пришёл не голодных накормить, а души спасти как голодных, так и пресыщенных. Правда, замечательно! Он нисколько не исключает, пожалуйста, какая разница, и голодный и пресыщенный. Но кого? – души спасти.

Вот эта социальная точка зрения ужасна. Одна из протестантских руководителей пишет: «Иисус, говоря о Царствии Небесном, не имел в виду жизнь на небе (не ошибитесь, пожалуйста, а то будете витать в небесах), Он имел в виду реальное обладание обещанными благословениями, такими как исцеление, процветание и мир». Ура! Замечательно! Наконец-то. Вот это Спаситель. Процветание: процвёл яко крин, а на следующий день закопали – помер, говорят, процвёл. Замечательно.

Слушайте, это какая-то насмешка, не правда ли? Насмешка над человеком. Ну, скотина – это да, ладно, а человек-то? Процветание! Что же оно даёт? Это самая страшная пытка, дать человеку огромную драгоценность: вот вам дарим. Допустим, женщине подарить необыкновенные серьги с бриллиантами огромными: вот вам дарим. Она: «Ой, спасибо, я не знаю как вас благодарить», и всё такое. Через несколько минут сказать: «Подержали, ну, давайте». — «Как!?» — «А так, хватит, ваше время истекло». Вот это да! Это какой ужас, какой садизм! Разве мы не понимаем, что всё, что мы здесь получаем, всё это благополучие вот это-то и есть. Это хорошо, бриллиант, а ведь жизнь отнимается. Ваше время истекло. Помните Золушку? Всё, бежать надо пока не поздно, а то вместо прекрасных туфелек окажешься в лаптях через мгновение. Это трудно понять. Представляете, но факт же очевидный, правда? – невозможно понять. Нет и всё.

Глубочайшее повреждение человеческого ума

К стати, один из сильнейших аргументов, свидетельствующих о действительном глубочайшем повреждении человеческой природы, человеческого ума. Как же, мы же понимаем всё то, о чём рассуждали. Вот тебе дали – давай сюда, хватит – понимаем? – понимаем. Жизнь как призрак – понимаем? – да. Мир – да. Это другие, но не я. Вот повреждение какое, катастрофическое повреждение ума. Поэтому вы знаете, приходится, вот когда об этом подумаешь, личные размышления, приходится приходить в какое-то благоговейное изумление перед теми подвижниками, которые уходили, оставляли всё. Действительно, они поняли, это какой ум, и какая сила! Когда они увидели вдруг, что всё это значит: ничего. Сейчас у тебя всё, через мгновение – ничего. Это действительно, умнейшие люди. Но их немного.

Вот эта идея Царствия Божия, то есть царствие процветания, – слышите, какая подмена! Назвали Царствие Божие – да не Царствие Божие, а царствие земного процветания, не надо перепутывать, что вы перепутали! А вы знаете, как это усиленно защищал, например, Владимир Соловьёв, наш известный русский философ конца XIX века. Как эту идею защищали некоторые богословы, даже мне не хочется говорить богословы, хотя в чём-то они были богословы, действительно, но в этом плане это действительно были не богословы, а богословы. Это Сергей Трубецкой, это Сергей Булгаков, ставший в конце протоиереем, это протоиерей Павел Светлов профессор Киевской духовной дореволюционной академии, это Флоренский из нашей академии. Скольких мы встречаем!

А Фёдоров вообще целую систему создал, что мы должны заняться воскрешением мёртвых – вот даже должны чем заняться! Не умножать дальше мир человеческий, а мёртвых надо воскресить и весь научно-технический прогресс должен быть направлен на это. Я не знаю, задавали ли ему вопрос: ну, ладно, допустим, хотя это абсолютно невероятно и не может быть, но допустим, из каких-то разрозненных частиц этого тела воссоздали его тело. Но а душу-то? Ты же верующий, Фёдоров, или не верующий? А душу-то как, у Бога забрать? Каким образом? Он говорит: ну, могут быть и мистические средства. К стати, хочу вам напомнить, что по-гречески мистикос, то по-латыни оккультос. Понятно вам? Мистические средства – это ничего ещё звучит, правда? А если скажете оккультные? Вот до чего может эта идея захватить человеческое сознание. Всё это здесь, здесь и здесь [на земле]. И в этом увидеть сущность Христианства!?

Я вам приводил пример с Бангкокской конференции 1973 года, это Всемирная христианская конференция под лозунгом «спасение сегодня», – здорово? А вы критикуете ещё. Но под словом спасение помните, что подразумевалось – спасение от господства транснациональных корпораций. Ну, как вам это нравится? Замечательно, конечно. От голода – ну, верно, жалость, ещё бы, сколько погибает от голода, очень много, миллионы, это в наше-то время. А от невежества – о, да. А от болезней, от эксплуатации, чего только нет. Но главного-то не было сказано: от греха – ни слова. Точнее, это неверно тоже. Нет, говорили о грехе чего? – эксплуатации. Вот это говорили. Расизма – это говорили. Вы слышите, грехи чисто социального порядка. Угнетение, несправедливость, но ни слова о грехах души: гордыни, зависти, тщеславия и всякого непотребства. Ни слова. Поэтому когда наши православные делегаты попросили слова и сказали об этом, на них посмотрели – действительно, дикари живут какие-то, откуда они только появились, выползли из каких-то нор.  Что это такое, чушь какая.

Не удивляйтесь этому, поскольку эта конференция, это была экуменическая конференция, а во Всемирном совете церквей подавляющее большинство протестантских церквей, для которых вопрос о спасении уже давным-давно решён. Начиная с XVI столетия решён, причём решён так, что его не сдвинете с места. Сколько приходилось участвовать в этих диалогах с ними, с протестантами. Вот, сидит напротив, ни с места: мы спасаемся только верой, и верующему прощаются все грехи: прошлые, настоящие и будущие. И ни с места. Какие там евангельские тексты, «что вы мне говорите: Господи, Господи», и какие только аргументы – ни с места. Ещё бы, такое счастье поймать: ничего не надо, вы спасены, и вдруг, это отобрать – это не мыслимое дело. Что вы!

Так вот, эта конференция только одна из, любую экуменическую конференцию возьмите, откройте наши печатные органы, в Журнале Московской патриархии печатались сообщения о всех конференциях, посмотрите на тематику, и вам станет ясно: всё только об этом речь. Только о земном. А слова о спасении опять-таки заземлены до предела, и ничего там больше нет.

Идея заботы об устрицах и булках

Не могу, чтобы вам не процитировать замечательные слова Алексея Степановича Хомякова о том, как он рассматривал эту идею, когда церковь главной своей задачей ставит вот эти земные проблемы, занимается ими и в этом видит суть осуществления христианства в жизни. Как он по этому поводу пишет. «Есть какая-то глубокая фальшь в союзе религии с социальными треволнениями. Когда церковь вмешивается в толки о булках и устрицах и начинает выставлять напоказ большую или меньшую свою способность разрешать подобного рода вопросы, думая этим засвидетельствовать присутствие Духа Божьего в своём лоне, она теряет всякое право на доверие людей». Я думал, напишет «всякое уважение», а он даже пишет «право на доверие» – ну, это очень резко, правда? Вообще, кто такой Хомяков? Давайте его раскритикуем, что он там понимает! Мы, конечно, понимаем больше него. Он даже академии не кончал, кстати, даже в семинарии не учился. Ну, этого разве не достаточно, чтобы уже не принять каких-то идей, которые он говорит.

Если христианство свести к заботе о благе людей, то антихрист — наш «герой»

Я вам говорил уже, к чему ведёт вот эта идея заботы об устрицах и булках. Если христиане действительно увидят, что суть провозвестия Христова, суть христианской религии сводится к так называемой заботе о благе людей, под благом разумея исключительно земное благоденствие, то действительно… А на Западе уже так есть, просто диву даёшься: встречаешься с ними и удивляешься. Так вот, если христиане действительно убедятся в своей основной массе, что в этом суть их религии и придёт тот, который создаст видимость решения этих проблем – ура. Две тысячи лет мы ошибались, считая Спасителем Этого Иисуса Назарянина, а Он ничего не сделал. Пять тысяч накормил, ну, ещё четыре тысячи. А здесь миллиарды! Ну, золотой миллиард, он, конечно, постарается незаметно лишние миллиарды так… ну, исчезли, и всё, незаметно. Но один-то миллиард останется, и он-то будет накормленным, ему будет и хлеб и зрелища. О, разве это не спаситель, так в этом суть христианства, и он это всё сделал. И признают его спасителем, и сядет он, действительно, в храме, выдавая себя за Бога. И поклонятся ему, и придут и поклонятся пред ним все народы. Вот такое логическое завершение изменение сознания христианского.

Нехристиане, они, естественно, к этому всегда стремились, о них просто не приходится говорить. Мы говорим о сути христианской веры, вот к чему она приведёт: к принятию сознательному, поклонению и восхвалению вот того, кого Откровение за две тысячи лет, вы подумайте только… За две тысячи лет вдруг предсказать всё это, и это вдруг свершится.  Кажется, вот уже доказательства истинности христианства, того христианства, которое возвестил Иисус, а не чего-либо другого.

Я взял в качестве иллюстрации ещё одну из международных конференций «Православно-католический диалог». Тематика. Вы – будущие богословы, должны знать, чем заниматься, что такое богословие, должны понять. Вот вам тематика православно-католического диалога:
- вызовы современного мира и ответ церкви в плане социальной этики;
- глобальный экономический кризис;
- христианские ценности в плюралистическом мире;
- христианские ценности и социальное рыночное хозяйство в эпоху глобального кризиса;
- христианские ценности и современные правовые системы;
- социальная концепция и социальная этика;
- фундаментальные эпистимологические вопросы (эпистимология – это гносеология, иначе сказать);
- государство и церковь;
- взаимодействие церкви со СМИ;
- «христианский образ жизни» как свидетельство эмиссии в плюралистическом мире;
- экуменический проекты: опыт совместного свидетельства о христианских ценностях;
- теологические основания европейских ценностей.

«Теологические основания европейских ценностей»: мы знаем, какие европейские ценности сейчас, как они активно внедряются и требуют осуществления во всей жизни. Ну, хотя бы знаменитые гей-парады. Я, помню, только сказал: вы знаете, я не против гей-парадов только в одном смысле, если они пройдут со своими собаками, кошками, верблюдами и со всякой прочей скотиной. Потому, что скотство там точно так же там, как и всё прочее. Какой бы был замечательный парад, представьте себе! Шли бы, красовались бы, провозглашая достоинство человеческой личности. О! Человек – это звучит гордо, бесспорно! Тогда бы уже все увидели, весь мир.

Следующий момент. Поговорим ещё об одном моменте, который ничуть не лучше, ничуть не хуже, но тоже очень «хорош». Речь идёт о ещё одном понимании христианства, которое разделяется огромным количеством людей. Когда я говорил о социальной стороне, социализации христианства, то, действительно, преимущественно этим охвачен Запад, западное христианство. Там, действительно, это преимущественно, это верно. У нас это только просачивается, и обязательно это будет, есть сторонники, пропагандисты. Но ещё пока у нас сохраняется нечто.

II. Законническое и обрядовое восприятие христианства

А вот теперь я хочу поговорить о другом, о том, что, я думаю, в очень большой степени, и, может быть даже преимущественно, к нам относится, к православию, к православным людям. То есть с кем придётся соприкоснуться вот уже напрямик. И я уверен, ой, сколько придётся пережить, когда соприкоснётесь, потому, что называется «стену лбом не прошибёшь». А дело вот в чём. Тема такая. Это законническое восприятие христианства. Законническое и обрядовое восприятие христианства. В чём суть этой точки зрения, я надеюсь, это понятно, но всё-таки придётся прокомментировать.

Что такое законническое? Всё внимание обращается в жизни христианина на насколько возможно тщательное  исполнение всех церковных предписаний, иначе сказать, Закона Божия. Хорошее дело, ничего не скажешь. На исполнение всех обрядов, традиций, связанных, к стати, с церковной жизнью, а не с чем-нибудь, не просто культурных традиций (это отдельная статья, хотя часто и смешано), но религиозных традиций. Всё это, вот этот порядок церковной жизни, рассматривается как закон жизни христианина.

Обратите внимание, во всех нехристианских религиях (нет, почти во всех, одна выделяется), во всех языческих религиях, по крайней мере, основное и суть её видится в чём? В исполнении, я бы сказал, ритуала, религиозного ритуала, религиозных обычаев, религиозных традиций. И в этом видится вся суть религии, религиозности. Вся суть религиозности человека сводится к этому. Кажется, это хорошие вещи, необходимые – да, но всё зависит от того, что первично в человеческом сознании, что ставится на первое место. У нас же с вами какой вопрос: в чём сущность христианства, и в чём может быть ошибка в понимании сущности христианства.

Так вот, здесь какая ошибка может быть? Когда всю её суть видят в таком, я бы сказал, скурпулёзном исполнении вот этих всех внешних религиозных форм жизни. Обращаю ваше внимание, кто распял Христа? Мытари? Блудницы? Грешники? Праведники-лже! В каком смысле «лже»? Разве это плохо было принять решение о тщательном исполнении всего Закона, Закона Моисеева, в данном случае, то есть церковных предписаний? Ничего худого в этом нет. Но посмотрите, как Христос: горе вам! И называет их окрашенными гробами. Ведь помните, до чего дело дошло, что и скамьи надо мыть после рынка и чаши, и чего только нет! Колосья сорвали ученики – Боже мой, какое обвинение! Но даже это – что. Посмотрите, до чего может дойти здесь: шесть дней делай, почему Ты в субботу исцеляешь? Говорит имеющему сухую руку: протяни руку твою. Вы помните, в бешенство пришли, вышли, и стали совещаться, вы подумайте о чём? – как убить Его. Вот до какой злобы дошло. Убить даже за то, что в субботу исцеляет. Начальник синагоги, помните, какие вещи. Что делает, ишь ты!

Причём, отвечать они ничего не могли, потому, что Христос прямо сказал: как вы думаете, в субботу что нужно душу спасти или погубить? Или другое: если ваш вол или ваша овца упадёт в яму в субботу, вы что не вытащите, да? Не знают что отвечать, потому, что всю ложь своего самосознания. Ответ один: убить его, вот и весь разговор. Какая ненависть, злоба, чем исполнено сердце!

Ещё раз говорю, всё зависит от того, что первично, что главное, а что вторично. Перепутать эти вещи – это страшная опасность. Это всё равно, что человека взять и перевернуть головой вниз. Не трогайте ничего, просто переверните только, и скажите: высшим являются ноги, а вторым голова – человек погибает. А от чего? – поменяли первичность и вторичность. Так и здесь: смешение церковной дисциплины с самой сутью христианства. А суть выражена великолепно Самим Христом в нагорной проповеди: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (познают), то есть спасутся. Познание Бога означает спасение, а не что-нибудь, не думайте, что картина откроется Господь Саваоф. Как Лесков пишет, помните, в одном храме нарисована была картина ветхий деньми(?) лежит, там подушки, и подписано: И почий в седьмый день Господь Бог. Да, великолепно написали, это просто лучше не придумаешь.

Так вот и здесь приходится постоянно повторять суть христианства, к чему оно сводится. Оно сводится к очищению души от всего злобного, от всего злого, от всего непотребного как душевного, так и телесного. Сводится, в конце концов, к приобретению смирения, а не чего-нибудь другого. Здесь это всё ушло или на второй план или вообще исчезает из сознания. И вдруг христианин вдруг начинает видеть христианство в чём? Как он ходит в церковь, как одевается, как он в церкви подаёт какие записки, как он дисциплинированно исполняет посты и прочее. В этом видит всю суть. И прямо по басне Крылова: а слона-то я и не приметил. А слоном-то что называется? – чистота души от всякой гадости.

Как на дрожжах может расти в человеке жуткая, бесовская гордыня, самомнение

А вы знаете, в чём опасность такого понимания христианства, о котором мы говорим как об ошибке? Это серьёзнейшая вещь, кстати. Я всё исполняю, я всё делаю так, как положено. Я принимаю таинства: собороваюсь, исповедаюсь, причащаюсь, венчаюсь, и так далее – все таинства принимаю. В церковь хожу, всё соблюдаю. Я всё делаю. Вы не верите, а я-то вижу, кто я. Слышите, кто я? Я праведник! Понятно вам, или нет? Праведник! Невольно вспоминаются слова святителя Феофана Затворника: сам дрянь дрянью, а всё твердит: несть якоже прочие человецы (я не такой, как прочие люди)! Я всё исполняю. А эти, направо, налево… Как на дрожжах может расти в человеке вот эта жуткая, демоническая, бесовская гордыня, самомнение. Я делаю то-то, то-то, то-то. А если я ещё кому-то помогаю, где-то что-то строю, вношу ещё куда-то всякие деньги и прочее – вы слышите, что я делаю! А тут ещё возьмёт какой-нибудь батенька за то, что я иконостас поставил, табличку серебряную с моим именем – тут вообще я уже вхожу как царь и бог в этот храм.

Кстати, беда, эти батюшки получат по заслугам за это. Они вместо того, чтобы этому человеку сказать: чтобы никто не знал, что ты благотворишь на этот храм, начинают перед всем храмом его величать и прославлять, да таблички вешать. Предупреждаю, да избавит Бог, вы очень пострадаете за это! И хорошо, что если в этой жизни. Гораздо хуже, если в следующей. Потому, что это будет просто погубление души того человека, который, кажется, хочет сделать доброе что-то, действительно, для храма, для церкви. Он от всей души, он ничего не понимает. И его вместо того, чтобы показать ему как надо себя вести, привести в христианское сознание, начинает растить у него тщеславие дикое и гордыню. Ещё раз повторяю, пострадает такой батюшка за такие деяния. Ради выгоды он губит душу человеческую.

Вы знаете, у Паскаля есть такая хорошая фраза. «В мире есть два типа людей. Одни из них праведники, которые видят себя грешниками. Другие грешники, которые видят себя праведниками». Прекрасно сказал! Вообще умница Паскаль, конечно. Умница, великолепно! Вы знаете, лжеправедники, которые ничего больше не видят в Законе Божием, как вот это чисто внешнее соблюдение внешних предписаний, – это ужасно! Бедные, они впадают в самомнение, гордыню, становятся просто демоноподобными людьми. Не троньте их, не заденьте их ни на йоту самолюбие, они вас возненавидят на всю жизнь. Христа убили, а что вы хотите сказать о других.

Страшная опасность вот в этом законническом понимании христианства: законническом и обрядовом. При этом здесь перепутаны следующие две категории, которые очень важно, друзья мои, понимать и разделять: нравственность и духовность. Ведь эти люди, которые соблюдают, кажется, все церковные предписания, они же нравственны, они же не убивают, представляете, и не грабят даже никого. И в семье даже бывают безукоризненными, просто христиане «с иголочки», до чего хороши. Всё соблюдают, комар носа не подточит. Нравственные в пух и прах. А что стоит за этой нравственностью? – только сейчас мы сказали: я не такой, как прочие человецы. Всё, гибель полная.

Критерием истинного, правильного духовного состояния что является, напоминаю вам. Это крылатые слова преподобного Петра Дамаскина: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных как песок морской». А тут – я всё исполняю, какие грехи? Ну, нет, я подойду и скажу батюшке: «Иван Петрович меня обругал, и я, батюшка, осудил его. Ну, простите. Видите, какой Иван Петрович, он греховодник, а я осудил, ну куда денешься». Я, конечно, шучу, вы понимаете, над ним.

Вот, оказывается в чём дело: нравственность и духовность – это совершенно разные вещи. Можно быть нравственным, правильно нравственным, а по духу – сатаной. Так и говорят, есть такое выражение: святой сатана. Ой, как точно об этом сказано. Святой сатана. Безупречный, не придерётесь к нему, но вам с ним даже и минуту пробыть трудно будет, когда пышет от этого человека этой праведностью, этой гордынею, этим лжесмирением.

 

Комментарии

1.  Митрополит Вениамин (Федченков): «Нет, далеко еще нам до братской жизни! Слишком глубоко грех гордости и себялюбия вкоренился в сердце падшего человека. И, увы, не исправить никакими такими путями, как политико-социальные реформы да умственное просвещение. Немного подлечить и подправить еще можно и должно, но корни греха останутся и опять будут давать новые ростки, приспособительно к новым условиям жизни. И лишь одно будет преображение человечества, но оно не в порядке естественных форм и условий» [На рубеже двух эпох].

Главная Предыдущая лекция: 18. Сущность Христианства Следующая лекция: 20. Ложные понимания Христианства. Часть 2

Обратная связь: mail@poslushnik.info