сайт Послушник
Главная Предыдущая лекция: 31. Крещение. Евхаристия Следующая лекция: 33. О спасении человека

Читать дословный конспект (расшифровку аудио) лекции профессора Осипова А. И.
(5 курс МДС, 15 апреля 2013 г.) Скачать mp3 с официального сайта

32.Таинство священства. Ответы на вопросы

Я думаю, что для нас с вами один из самых таких, я бы не сказал, что важных, но, тем не менее, самых востребованных вопросов является таинство священства, конечно. Ну, во-первых, хочу сказать те общие положения, которые, как правило, встречаются у нас при рассмотрении любого таинства. В данном случае речь о чём пойдёт?

Священство в дохристианской истории

Опять-таки о том, что священство, как таковое, было в истории дохристианской. Оно было в иудейской религии ветхозаветной, оно было в языческих религиях. Правда, так, у язычниках священники именовались жрецами, часто волхвами, если хотите. Ну, одним словом, теми лицами, которые выделялись из общей среды народа и которые имели совершенно особую функцию, что ли, в жизни этого народа. На них возлагалась обязанность жертвоприношения Богу или богам, с одной стороны за грехи народа, за какие-то преступления, с другой стороны испрашивание милостей у Бога или богов. Поэтому все жертвы, вы помните, мы с вами говорили уже об этом, они носили характер, связанный с нашей земной жизнью. Именно эти жертвы и эти молитвы совершали жрецы, пытались или отвести гнев божий от народа, или приобрести милости от богов.

Вообще идея жертвы и идея священства она, в общем-то, всегда присутствовала. В чём она заключалась? Обычно на это служение поставлялись люди или избираемые, или те, которые без всякого избрания, и так было очевидно, что они являются людьми, выделяющимися, я бы сказал, из общей массы людей. Именно, они выделялись. Выделялись часто по разным признакам, но, прежде всего, или по признакам особой жизни, по признакам, часто, ума. Но в языческих религиях большей частью по признакам обладания особыми свойствами. Свойствами, которые, если обратиться к греческому языку, то можно выразить в одном слове «мания». Слово «мания» имеет два значения в древнегреческом языке. Причём, значения удивительные. Это или сумасшедший, сумасшествие, точнее, или особый дар провидения, предвидения, особый дар постижения.

Кстати, вы знаете, у Демокрита, вы проходили уже, введение в философию у вас было, и вам знакомо это имя. У Демокрита, например, встречается такое высказывание, что истинным поэтам является и может быть назван только тот человек, который, так сказать, немножко ненормальный. Если он нормальный, он не может быть поэтом. Ну, ненормальный с точки зрения общепринятого поведения. То есть люди, которые отличаются чем-то и они могут впадать в состояние некоего экстаза, например, или исступления. Разные есть определения, но именно они таковыми являются. И, кстати, жрецами, например, в древней Греции являлись именно люди такие: или очень умные, или, а, может быть, и вместе с тем, которые могли впадать в состояние транса. Ведь не каждый человек это может. Это нужно иметь медиумические способности. И вот в состоянии транса, вы слышите? Что такое транс? Это выход за что-то. Вот в этом состоянии транса, когда душа, кажется, в какой-то степени отделялась от тела. Отделялась не в смысле физическом, а становилась как бы независимой от своих телесных потребностей. Вот в этом состоянии душа становится способной видеть то, чего другие не видят, познавать то, что другие не могут познать, предвидеть то, что от других закрыто.

Кстати, вот этим состоянием обладали многие из тех, кого называли провидцами, пророками. Я говорю не в истинном смысле, а в языческом смысле. Пророками, которые могли, действительно, предсказывать. В частности, чтобы это для вас было более предметно, назову вам такое имя, которое вы все знаете: Нострадамус. Это очень известный предсказатель, но который прямо о себе говорил, когда его всё-таки спросили, в конце концов, каким образом ты предсказываешь события? Он говорит: «Я их вижу как бы в тумане и во вращающемся зеркале, и вижу, что происходит с народами, какие события должны произойти с ними». Это знаменитый мистик, который предсказывал многие события. Вот так. Нострадамус. Видите, какой он обладал способностью. Также и другие.

Вот именно такие люди обычно становились жрецами или волхвами, кем угодно, по-разному это всё называлось, это не важно. Священниками, и так далее. Как охарактеризовать их свойства? То, что я сказал о Нострадамусе, это очень точно выражает. И апостол Павел об этом пишет, что сейчас, в настоящем нашем состоянии мы видим гадательно, как бы в некоем зеркале. Нострадамус точно повторил эти слова. Душа не очищенная не способна видеть ясно, что будет. И поэтому наряду с действительными предсказаниями, которые сбывались, мы видим серьёзные ошибки. И, в частности, самая главная ошибка, в чём состояла? Обращаю ваше внимание, потому, что с этим явлением мы будем сталкиваться обязательно. Предсказатели были, есть и будут. Самая главная ошибка состояла не в том, что будет ли это событие, или нет. Оно может оказаться действительным, это событие. Но его оценка, ключ, в котором подаётся это, являются глубоко ложными. Поскольку все умеете петь, я не сомневаюсь, очень здорово поёте, сегодня «Царю небесный» даже спели, то чтобы вам стало понятным, я скажу. Вы, конечно, пели по нотам в скрипичном ключе, а басовую партию в басовом ключе. А теперь поменяйте, пожалуйста. Поменяйте эти ключи. Какая будет музыка? Ноты те же, а музыка? Вы скажете, абракадабра, какой ужас! Композитор скажет: «Я никогда не писал!» Вот это происходит с лжепророками. Кажется, предвосхищают события верно, сбылось, точно. А ключ, в котором подаётся, оценка их и их значение для людей оказывается глубоко ложным, уводит людей от верной направленности жизни, совершенно искажённо. Ну, это я вам говорю в целом и общем о тех явлениях, которые всегда были в истории человечества, и есть и будут.

Так вот, священство. Часто на священство и ставились такого рода люди. В глубокой древности, когда от монотеизма только переходили, когда религия монотеистическая деградировала, переходили только ещё к культу политеизма, то часто священниками становились главы родов. Интересное было явление, до сих пор, кто может объяснить, как это Авраам стоял перед Богом? Как это он стоял перед Богом? Как это вдруг ему даётся голос, даются знания, даётся приказ, он ведёт своего сына Исаака. Понимаете, есть возможность соприкосновения с Богом, которую чем дальше, тем больше мы утрачиваем. А эта возможность есть.

И вот люди, которые особенно были (скажу грубое слово) чувствительны, что ли к ощущению Бога, они становились священниками. Они становились предстоятелями своего народа. Они именно приносили жертвы. Так организовался, был и существует до сих пор культ тех, которых мы с христианской точки зрения называем жрецами.

Христианское священство

Чем отличается христианское священство от всего этого? Во-первых, оно появилось совсем исходя из других оснований, по другим причинам. Появилось, именно, в результате жертвы Христовой, Его избрания апостолов и преемственности их служения. Причём, преемственности какой? Той, которая возникла в результате сошествия Святого Духа на апостолов. Это сошествие имело фундаментальный характер. Вы знаете, как основание положено. Исходя из которого, дальше развивалась вот эта ветвь священства как такового.

Как развивалась эта ветвь? Кто избирался? Лучшие. Всегда лучшие. Но уже лучшие совсем не по той причине, по которой избирались жрецы древности. Не потому, что они обладали особыми медиумическими способностями, способностью впадать в транс и видеть в этом тумане что-то – совсем нет. Избирались лучшие с точки зрения соответствия евангельской жизни. Никаких таких способностей не было. Как мы знаем, по крайней мере, история не даёт нам таких фактов, что когда-либо избирали человека по этой причине. Напротив, если у человека были замечены эти медиумические способности, он в священство не принимался. Почему? Большая опасность смешения Духа Божьего с духами, неизвестно какими. Христианское священство целиком и полностью идёт от апостолов, именно от этого сошествия Святого Духа. Причём, какими свойствами они должны обладать, об этом вы все знаете, об этом не приходится говорить. Апостолы об этом прекрасно пишут, и церковные правила об этом говорят вполне определённо.

Многие облечены саном, но не все имеют благодать

Так вот, единственно о чём, может быть, стоит сказать и очень важно сказать. Первое, о чём я хочу сказать. Иоанн Златоуст пишет: «Многие облечены саном, но не все имеют благодать». Если в первое время, время гонений, действительно избирались люди… Что значит избирались? Действительно, их просили, избирали, те, которые готовы были первыми пойти в пасть ко львам. Ибо первыми, кого арестовывали, естественно был епископ, почему апостол Павел так говорит, что доброе дело, помните, благое дело, кто хочет стать таковым. То есть, согласен, жертвует собой и идёт на это. Это действительно, это были уже потенциальные, а потом и реальные мученики. Это, действительно, было великим добрым делом и жертвою. А дальше, когда христианство стало уже легальной, законной религией, ситуация изменилась очень серьёзно. Изменилась она так, что уже, как видите, что пишет Иоанн Златоуст: можно быть облечённым саном, и не иметь даже благодати.

Вот вопрос, который надо понять. Как это, быть облечённым саном, получить сан и не иметь благодати. Точно так же, как и в любом другом таинстве. Точно также. Нельзя смешивать вот то, если хотите, семечко благодати, которое, может быть и дано человеку, но которое может оказаться знаете, каким? Когда открыли египетские пирамиды, нашли там пшеницу, оно пролежало три тысячи лет, но плода так и не дало. Почему? В каменном мешке лежало. О каком плоде там может быть речь?

Таинство священства

В таинстве священства, в таинстве, если человек принимает его с верою, мы с вами говорили всегда, с благоговением, с желанием исполнять это своё служение, происходит вот что. Даются, так сказать, две составляющие. Первое. Даётся вспомоществующая благодать Божия для пасторского служения. Что значит пасторского? То есть для научения людей вере Христовой. Что значит вере, не думайте, что о вероучении идёт только речь – нет, нет. О вере и жизни. Вот здесь даётся благодать человеку для научения. Какая благодать? Вспомоществующая, а вовсе не уничтожающая его свободу, действующая уже сама по себе. Вот что даётся. Причём действие этой благодати целикам и полностью обусловлено, я бы сказал, прямо пропорционально степени ревности принимающего сан.

Вторая составляющая – право совершения таинств и богослужения. Это право даётся только тому, кто принимает сан. Но не смешивайте право и благодать пасторская – это разные вещи.

Может такое оказаться, и мы сами свидетели, и знаем, и слышали, читаем, как с человека, например, снимается сан, или запрещается священнослужение. Причём, как это происходит? Ведь не сразу же снимается сан, или запрещается – нет. Он пока ещё остаётся тем же, недостойным этого сана, но он совершает богослужения, он совершает таинства. То есть, о чём это говорит? Уже благодати священства у него нет. И об этом свидетельствует последующий указ епископа, когда или запрещается или снимается сан. Уже нет этой благодати, не научает он ничему людей, а, может, развращает, даже людей. Но право совершения богослужения остаётся до тех пор, пока он не получает распоряжения епископа. Слышите? И те таинства, которые он совершает, точнее сказать, все священнодействия, которые он совершает, они действительны. Ибо таинства совершает Господь, а не священник. Господь дарует благодать, как пишет Иоанн Златоуст. Священник только действует своими руками, своим языком, он действует, он может соучаствовать в этой благодати Божией, которая даётся. Он молится о том, чтобы эта благодать, которая соответствует таинству, присутствовала в человеке. Вот только его дело. Но не он даёт благодать. Так же, как не епископ даёт благодать священства, и не епископ отнимает благодать священства у человека. Он только констатирует, что этот человек уже не священник. Вот что такое снятие сана. Или он должен на время прекратить служение. Вот что такое служение. Епископ констатирует, но не даёт благодати, не отнимает её.

Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных

Вот видите, какое существенное различие священства христианского от священств языческих. Об этом пишут святые отцы очень много, очень сильно. Даже пишут так. Иоанн Златоуст, например. «Не думаю, что в среде священников было много спасающихся. Напротив, гораздо больше погибающих, именно потому, что это дело требует великой души». И предупреждает: «Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его без Себя Дух Святой».

Кирилл Александрийский святитель пишет: «Негоден к священнослужению духовно слепой человек». Он должен иметь хотя бы элементарный духовный опыт. У отцов очень много грозных предупреждений.

Кстати, преподобный Сергий, вы знаете, какие страшные слова говорил. Ведь он никак не соглашался стать священником, вы помните всё это хорошо. И почему? Он говорил: «Желание сана есть начало и корень властолюбия». Он видел, как часто человек не может удержаться от властвования, когда видит, что он может властвовать. Поэтому он писал такую вещь: желание сана есть начало и корень властолюбия, предупреждая тем самым всех своих учеников, которыми и мы, дай Бог бы являлись. Смотрите, бойтесь этой бесовщины властолюбия над людьми. Потому, что народ простой, кланяется, всё. Не дай Бог подумать о себе, что я кто-то такое. Недаром говорят о таких глупых, которые начинают о себе думать, и думают, что ему кланяются, да нет же! Так думала только Валаамова ослица, или, если хотите, тот осёл, на котором ехал Христос, когда кричали «Осанна» и постилали одежды и ветви. Он не сомневался, что это не Христу, а нему кричат «осанна». Да избавит Бог от этой бесовской страсти властолюбия. Поэтому преподобный Сергий так предупреждает.

А уж что пишут святые отцы, я уж не знаю, что мне зачитать. Например, Ефрем Сирин преподобный: «А я, возлюбленный, прихожу в ужас, видя на что отваживаться имеют обычай некоторые безумцы, которые решаются бесстыдно и опрометчиво искать священства и принимают оное, не быв призванным Христовой благодатью, не зная того, что огнь и смерть собирают себе они, бедные».

Хочу вас предупредить: страшные слова. Но учтите, вы уже пришли в эту школу, вы уже готовитесь к этому. В этом смысле надо понимать, что определённое Божие благословение есть. Вы не по жажде власти, и не по какой-либо причине принимаете этот сан, совсем нет. Вы просто пошли по этой стезе. Это меняет всё-таки ваше положение. Я говорю это в связи с этими страшными словами преподобного Ефрема Сирина. Потому, что знаете, как в древности было? Вот вам одну из фраз: «Он домогается сана пресвитера». Вы слышите: домогается. На что только шли! Помните, как у апостола Петра просил: дай нам, Симон, бол(?). Вот что опасно: когда человек домогается, жаждет во имя своих земных интересов, во имя, если хотите, власти и славы, почёта и прочих каких-либо привилегий. Вот тогда это страшно.

Симеон Новый Богослов. Если хотите, зачитаю вам, правда, немножечко пространное, но зачитаю: «Ибо я говорю и свидетельствую всем: кто прежде не оставит мира и от души не возненавидит всего мирского и искренне не возлюбит единого Христа и ради него не погубит душу свою, не заботясь ни о чём для человеческой жизни, но как бы ежечасно умирая, не будет много о себе плакать и рыдать и не будет иметь желания только к Нему одному, и через многие скорби и труды не сподобится восприять божественного Духа, тот да не дерзнёт принимать священство и предстоятельство над душами и стать начальником, ибо в суд и осуждение будет предприятие таковых дел. Это хуже убийства, хуже прелюбодеяния и блуда и всех других грехов. Все эти грехи ныне совершаются против людей. Торгующий же божественными таинствами, и продающий благодать Духа, грешит, конечно, против самого Бога».

А ещё что он пишет: «Ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включённым в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, патриархам, митрополитам и епископам просто так просто из-за рукоположения и его достоинства не даётся от Бога отпускать грехи, да не будет!» Мы думали, что просто: рукоположили и имеем право. Да не будет! «Ибо им дозволено только священнодействовать, но, думаю, что и это не многим их них, чтобы будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла. А только тем, кто и священником, архиереем и монахом может быть сопричислен к лику учеников Христова за чистоту».

Я хочу ещё зачитать вам замечательные сильные, но жёсткие слова святителя Луки Войно-Ясенецкого, пережившего знаете, какие страдания, мучения и заключения в тюрьму и так далее. Предупреждение его, ой какой важное для нашего времени, когда мы живём в условиях свободы: «Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время великой революции, конечно, не без вины, – слышите, перенесла Церковь не без вины. – Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было не мало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наёмников, не пастырей. По-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе». О, какое предупреждение. Это в одном из его посланий. Сейчас, пожалуй, таких посланий мы едва ли встретим. Он такой был, он мог написать, назвать вещи своими именами.

О деградации в дореволюционную эпоху

Да, друзья мои, учтите, революция естественно произошла, а не случилась. Вот он пишет, об этом же пишут целый ряд наших святителей, что, увы, деградация произошла и монастырей и монашества и священства и мирянства, конечно, не думайте. Откуда, из мирян пополняются и священники и монахи. Все, деградация произошла. Вот совершилась революция, и надо понять, что закон один и тот же. Это было тогда, это будет и сейчас.

Когда я был совсем мальчишкой, в два раза моложе чем вы, слышал, как говорили монахини Шамординово женского монастыря, это время, знаете, гонения же были, гонения, хватали, в тюрьма сажали. И они с великим сомнением рассуждают между собой: «А ведь последние оптинские старцы говорили же, что опять откроют церкви, откроют монастыри». Я видел, с какими они неверием даже: как же они говорили, оптинские старцы, о чём они говорили, что опять откроют церкви и монастыри. И прибавляли эти оптинские старцы: но не надолго. О чём я говорю вам? Открыли сейчас, исполнилась первая часть? Не будем забывать, как бы не исполнилась часть вторая. Ну, вот так, друзья мои, это то, что касается таинства священства и состояния Церкви.

Ну, в отношении брака, соборования, монашества, других таинств. О таинстве покаяния мы с вами уже немножечко говорили. Об этих таинствах я вам скажу только одно. О бракосочетании: это всегда было здесь таинство именно. Здесь Церковь благословляет и, действительно, искренне приступающим к этому даётся вспомоществующий дар благодати.

Соборование

Соборование – просто хочу сказать: чего только придумывает народ, что в соборовании прощаются забытые грехи. Надо спросить, откуда вы это взяли, покажите. Хоть священники, предупреждайте, пожалуйста. Ну, надо же учить, народу говорить: прощаются грехи, все грехи прощаются, когда мы с искренним покаянием и говорим то, о чём болит совесть, и сказать и прочее, я знаю, что Господи, прости – вот в чём прощается. В таинстве исповеди, в таинстве Евхаристии, причащении телу и крови Христовы. Нет никакого особого таинства, которое придумали, что, будто бы в соборовании прощаются забытые грехи. Ну надо же, сочиняют, такие суеверия начинаются. Апостол Иаков прямо сказал, когда соборование нужно совершать над человеком: «Болеет ли кто, вас да призовёт, пресвитеры церковные». Слышите, в какой степени болен? Он не может, уже надо идти к нему, приглашают священника. «Он совершает молитву над болящим, и молитва веры спасает молящего», пишет он. Вот как.

А здесь теперь начали, не знаю, сколько раз, и несколько раз в год, и так далее. Всё очень любит народ наш вот это что-то внешнее, внешнее. Надо обязательно крестные ходы, внешнее до чего любят, не думая о сути дела. Апостол Иаков установил это таинство: болит ли (по-славянски, болеет ли), призовёт, а не сам придёт даже. Вот условие соборования. Но разве кто слушает? «Что нам апостол? Что нам святые эти, которых цитируют. Мы лучше их всех знаем». Ой, какие они счастливые, что не в наше время живут, ну, и досталось бы им от нас. Они бы узнали, чему они учат. Вот до чего мы сейчас дошли.

Итак, речь в соборовании идёт вовсе не о прощении забытых грехов, а идёт о молитве, усиленной молитве за болящего, с тем, чтобы Господь, на сколько это возможно, да будет Его святая воля, но помог человеку, исцелил его от этой болезни.

Кстати, хочу сказать, насколько на Западе, в католицизме, все таинства извращены, и здесь тоже. Соборование там – предсмертное таинство, вы слышите? Апостол пишет: «И воздвигнет его Господь по молитвам». Здесь у них – предсмертное таинство. И приходилось уже встречаться, когда боится, недавно случай, женщина боится: «Соборование? Что вы, я надеюсь, что я поживу, я не хочу ещё умирать». Представляете? Я говорю, откуда вы взяли такое? «Ну, все говорят». Вот аргументы: все говорят. Или какой-то старец, какой старец сказал? И ещё что-нибудь, и пошло.

Вовсе не предсмертное таинство. Это таинство, которое совершается над человеком, действительно, тяжелобольным, которому уже трудно даже придти. И тогда пожалуйста, совершайте это таинство. Никаких грехов забытых, и так далее, об этом речь просто не идёт.

Ответы на вопросы

О пользе таинства покаяния для очищения грехов

Вопрос. Апостол ведь дальше пишет, что если человек согрешил, то ему простится? – Да. – То есть мы не можем полностью отрицать того, что к этому таинству (соборованию) мы не можем прибегать ради прощения своих прегрешений?

Ответ. Слышите, вот на такие вопросы ответить: «да и нет». В любом таинстве, слышите. Для прощения грехов есть таинство покаяния перед священником, а не в таинстве соборования меня мажут, тогда я помалкиваю себе. Приди к священнику, открой-ка свои грехи – о, вот это да будет! А тут ничего, всё тихонечко, меня помажут, и грехи прощены. Слышите, как ловко! Наш ум лукав. В любом таинстве прощаются грехи, если подходим к нему, действительно, с покаянием, с благоговением. Уж если говорить о прощении грехов, прежде всего надо таинство покаяния и причащения. Вот так. А здесь придумали, слышите, какой ловкий ход!

Например, причащение младенцев. Я говорю: что вы делаете? Вы сами причащайтесь, и с младенцем тоже. Тогда будет действительно, польза младенцу. У младенца нет ума, нет веры, ничего нет. Вы должны заменить это. Нет, это трудно, чтобы я причащался, а вот младенца раз, схватил, и причастил. А в 13-15 лет никого в церкви нет. Дерево узнаётся по плодам. Понимаете, сами причащайтесь, тогда получат и младенцы полноценную пользу от причастия. Нет, так куда проще принести младенца. Слышите, что делается-то?

А разве можно причащаться без веры? Нет. Разве можно какое таинство без веры? Что вы! Всё понимаем. Но тут ловкий выход, и путём чисто внешнего действия думаем получить для ребёнка пользу. И видим какая польза. До 13 лет водим, и причащаются, потом все на дискотеки. Вот плоды. А если бы сами причащались и с нами младенец, вот тогда была бы полноценная польза. Ибо ребёнок ещё является частью родителей. И в данном случае ум, волю и желание должны выражать кто? Родители. А дети всего этого не имеют. И мы детей причащаем, причащаем, причащаем. А сами? Об этом стоит говорить, я вам скажу, об этом очень важно говорить. Потому, что в результате родители не очищаются, родители не освящаются, а думаем, детей можно без веры освятить? Ошибаемся. Много теряют наши дети от того, что причащают их, а родители остаются не причащёнными. Вот так.

О таланте богоискательства

Вопрос. Не противоречит ли утверждение Ефрема Сирина о том, что умершие младенцы у Бога выше праведников, тому, что Господь не спасает механически?

Ответ. Не противоречит. Вот почему. Это, действительно, вопрос справедливый совершенно. Дело вот в чём. Рождаются люди с разными талантами. Пользуюсь этой минутой, чтобы объяснить, что в притче о талантах речь идёт о каких талантах? Не о таланте умения гонять мяч по полю, или бросать его через сетку, или в кошёлку. Не об этих же талантах. Не о талантах писать музыку или петь её. Не о талантах рисовать или танцевать. О каком таланте идёт речь? Речь идёт о таланте искания Бога, искания истины. Если хотите, искания истины. Вот о каком таланте. И действительно, вы увидите, верно. Один человек не может покоя найти себе, где же истина, какая вера правильная, почему так, а не эдак? Другому трава не расти, плевать ему на всё это, есть, пить и больше ничего не надо. Хлеба и зрелищ. Ничего не надо просто человеку абсолютно. Ничего не интересует, ничего не беспокоит.

Так вот, рождаются люди с разными от природы, слышите, талантами. И вот есть люди, которые рождаются, уже в младенцах, у которых есть такой талант, благодаря которому этот человек может, не пережив сам опыта земной жизни, не пережив сам унижения от покоряющих его страстей, не пережив сам того, что требует, действительно, покаяния, то есть, не имея даже этого опыта, уже принять Царство Божие, принять Бога исходя из опыта тех, кто его окружает, с кем он будет, и опыт чей станет для него ясным и наглядным. Есть такие люди. Мы не знаем души человеческие. Но такие, ясно, есть. И вот эти дети, которые умирают ещё в этом возрасте, они способны уже принять Царство Божие без вреда для себя, без возможности повторного падения принять на основании опыта других людей.

Но большинство, увы… Вот мы с вами – нет. Дай нам сейчас Царство Божие, мы и там нагрешим тут же. Тут же, только введи нас туда. Мы покажем тогда, что мы сделаем с раем этим. Нельзя. А их можно. Вот так. Так, что видите, почему Ефрем Сирин пишет, что эти дети выше праведников. Почему? Потому, что они чистые, они не согрешили, и они способны принять без вреда для себя вот это величие Царства Божия. Вот так. А не механически. С этим связан и второй вопрос.

О чистоте младенцев

Вопрос. Почему Бог Любовь не поступил так со всем человечеством, что Господь насадил древо познания, и мы должны были вкусить зло, чтобы потом познать добро.

Ответ. Собственно, на этот вопрос я ответил. Именно потому, что есть люди, которые рождаются с разными свойствами. Кстати, помните, что пишет Григорий Нисский, я ещё раз цитирую его: «Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, – слышите, что пишет о младенцах Григорий Нисский, – никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому, что вначале не принял в душу болезни». Видите, что пишет? Даже не имеет нужды в очищении. Кстати, отсюда он и его брат Василий Великий, почему их родители не крестили даже. Хотя родители были святы, они сами причислены к лику святых. Почему? Потому, что не было необходимости, они были уверены в этом. И действительно, это так и есть. Вот, оказывается, в чём суть дела.

Опыт посмертного существования души

Вопрос. Как быть с тем, что мы все рождаемся осеменённые грехами. Чтобы спастись, нужно познание своего ничтожества, добровольно желать принять Спасителя. Почему они все Его не примут сразу.

Ответ. Вот этого не понял. Скажу, что такое примут сразу. Дело в том, что учтите, все люди, и которые будут и в конце истории, и до этого имеют опыт какой? Два опыта. Первый – опыт земной жизни. Второй опыт посмертного существования души. Посмертного существования души. Это два опыта. Нужно это иметь в виду. Помните, Исаак Сирин как предупреждал: остережёмся в душах наших, что неизвестно, какие страдания придётся перенести там. Так вот, оказывается, не сразу примут люди Бога и Христа, а на основании опыта познания того, что делают страсти с человеком. Познание опыта, своих ошибок, своих грехов, своих последствий – вот, оказывается. А не просто так сразу: раз, и приняли.

Грех аборта накладывает дурную печать и на погибшего ребёнка

Вопрос. Как опровергнуть такое суждение: хочу спасти ребёнка, сделаю аборт.

Ответ. Ну, я вам скажу так. Каких только глупостей не бывает. Вы знаете, одно время даже существовала какая-то секта, которая мыслила так: «Если я убью человека, то все его грехи будут на мне». И во имя спасения как можно большего числа людей, во имя любви к ним надо что делать? Убивать их. Слышите, какое извращение! До какого извращения может только дойти наш ум.

Нет, в данном случае глубоко ошибаются те родители, которые вот так рассуждают. Ничего подобного. Судьба ребёнка очень и очень во многом связана с духовным состоянием родителей. Мы же с вами, помните, говорили о родовом повреждении. Мы предупреждали: смотрите, кто хочет иметь ребёнка действительно хорошим, надо быть самим хорошими. Помните, такая есть ужасная мысль: «Нельзя будучи дьяволочком, родить и воспитать ангелочка». Оказывается, связь полная. И та женщина, которое это совершает, совершает фактически убийство, совершает такой грех, налагает какую же печать она и на ребёнка? Конечно, ребёнок не виновен, и нельзя думать, что он в результате погибнет, но уже той славы, которой имеет ребёнок, родившийся от родителей действительно не прегрешивших, конечно, не будет иметь. Вот так. Поэтому это просто преступление, его не может оправдать никакое дело, которое кажется праведным. Нельзя, совершив зло, думать, что приносишь добро. Вот так.

Об ангеле-хранителе

Вопрос. Говорят, что при крещении человеку даётся ангел-хранитель. Разве это не является как бы защитой от искушений? Легче ли такому человеку придти к Богу, чем некрещёному?

Ответ. Если вы читали толкование, например,  блаженного Феофилакта Булгарского, так он, и не один он утверждают, что ангел, слышите, ангел-хранитель даётся каждому человеку. Слышите? Не крещёному, а каждому человеку. Я вам говорю, у святых столько неприятных вещей, столько ересей, что ужасно просто, что с ними делать, не знаю. Каждому рождённому даётся ангел-хранитель, а не в крещении даётся. А вот в крещении если, слышите, оно принимается с верой и обещанием Богу доброй совести, то тогда человек этот вступает в ближайший контакт с ангелом-хранителем. Не потому, что он принимает крещение, а как принимает крещение. Совершенно верно написано, ничего механически, как пишет Феофан Затворник, не бывает. Ничего механически. Не крещение даёт ангела-хранителя. Бог даёт. А вот близость с ним – да. Читаем же молитву ангелу-хранителю утром и вечером, помните, какие слова? А на исповеди какие слова покаяния: «Соедини и примири святей Твоей Церкви», слышите? Нас с Церковью приходится примирять даже. А мы говорим с ангелом-хранителем. Вот как даже, вот какими мы являемся. Вот так.

Поэтому думать, что ангел-хранитель лучше придёт к крещёному, чем к некрещёному, мне кажется, это знаете, какая-то игра. Ещё мы говорим: крещение не является ключом к Богу. Множество некрещёных сподобилось Царства Божия, то есть что значит? Вошли в Церковь. Всё ветхозаветные праведники человечества, сколько мучеников христианских, апостолы все, разбойник правый – над ними священнодействия крещения не было совершено. Слышите? Не подменяйте. Но был дан дар благодати крещения правому разбойнику, слышите? Дар благодати крещения, дар благодатный, да, дан был ему. И потому: «Ныне же со мной будешь в раю». А священнодействия крещения не было. Его никто не крестил. И так же мучеников. Помните, мы с вами говорили, что нельзя смешивать эти вещи.

А можно принять священнодействие и остаться без духа святого. Запомните, пожалуйста, простые же высказывания. Вот Кирилл Иерусалимский: «Если лицемеришь, люди крестят тебя, а Дух Святой крестить не будет». И всё. Крестили, крещёный? Крещёный. А на самом деле не крещёный. Не смешивайте священнодействие с даром благодати. Так и здесь то же самое.

Конечно, если человек принимает крещение с верою, да, тогда, действительно, происходит теснейшее единение с ангелом-хранителем. Конечно, он становится намного ближе, ещё бы! Вообще великое дело – приобщение к Церкви. Но ещё раз говорю, приобщается к Церкви человек не формальным крещением, а по существу, с верой. Нет веры – не будем себя обманывать.

О значении формы при проведении таинства

Вопрос. Имеет ли значение форма проведения исповеди? Насколько необходимо наличие креста и Евангелия? Достаточно ли только одной разрешительной молитвы? Некоторые священнослужители и миряне исключительно на это обращают внимание, на наличие святых предметов.

Ответ. Я вам скажу так. Апостол Павел пишет: «В церкви всё благообразно и по чину да бывает». Мы должны соблюдать формы, если это возможно. Но сколько угодно бывает, когда не возможно. Тогда эти формы не имеют никакого значения. Человек в пути заболел, а у священника ничего этого нет. Он, может, умирает. Что же вы думаете, нет Евангелия, креста, значит всё, да? Ну, конечно, что вы, форма – это вторичное дело. Если возможно – надо соблюдать.

Если можно – погружением, нельзя – обливанием, нельзя – окроплением, нельзя – песком. Разве дело в этом? Важна вера принимающего. А форма – в той степени, в какой позволяют условия. И в этой степени мы, конечно же должны, насколько это возможно. Насколько возможно, конечно, должны соблюдать формы, установленные церковью. Ибо «в церкви всё благообразно и по чину да бывает». Вот так, друзья мои. Это надо иметь в виду. Мы не рабы формы. Христос сказал блестяще, дал истину: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Но это не значит, что мы должны отвергать всё это. Он и Сам соблюдал субботы, вы что думаете, Христос не соблюдал, что ли? Соблюдал, конечно. Но когда дело касалось таких вещей, помните, он прямо специально как бы показывал, что суббота – вторичное дело, не в этом суть дела. Наша задача – спасение, а не формальное соблюдение ритуала.

О критике Осипова

Вопрос. В интернете есть сайт, специально посвящённый вашему богословскому учению. Он называется «Учение Осипова.ру». Там много цитат отцов, опровергающих ваше мнение о крещении, Евхаристии. Не планируете ли вы публично опровергнуть эти материалы.

Ответ. Что я вам скажу, друзья мои? Я люблю поспорить, это вы знаете. Даже на семинаре. Но люблю только тогда, когда, действительно, спор идёт, какой? Разумный, благожелательный, искренний спор. Когда же я вижу злобу прям настоящую, тогда я считаю, надо следовать совету Антония Великого: «Молчанием загради уста клевещущих на тебя». Игуменья Арсения, мне очень понравилось, она говорила: «Я люблю поспорить. Но когда я вижу, что человек другого духа, я тут же прекращаю, потому, что там не придёшь ни к какому согласию. Ибо ищут не истины, а ищут обвинения». И тогда какой смысл? Никакого тогда смысла.1

Вообще-то на публичных лекциях, знаете, мне часто задают эти вопросы о Евхаристии, о крещении, в частности, о крещении младенцев. Вот сейчас я читал лекцию в техническом университете имени Баумана. Там было очень много народу, порядка, я не знаю, человек 700, наверное, было. И, в частности, там был вопрос о детях. Я ответил. Пожалуйста.

Потом, я стараюсь, как вы видите, не я, ещё раз говорю, я привожу святых отцов. Можете с ними дискутировать сколько вам угодно. Протестанты с ними спорят. Для протестантов святые отцы – это мнение Афанасия Великого. Ну, если для них это мнение, для нас – это очень серьёзное утверждение, авторитет. Вот так.

Может, нет времени, может специальное какое-нибудь интервью надо будет сделать по всем этим вопросам. Но надо человека, который знаком, какие там обвинения. Я только начинаю читать, и вижу, вот эту, знаете, ярость огненную зверскую, я не читаю этого. Бесполезно. Зачем?

А поспорить люблю, когда человек искренне ищет, сомневается, у него недоумение, вопросы – с удовольствием. А когда просто берут и поносят на чём свет стоит – ну, тут что делать.

В крещении человек не очищается от первородного греха

Вопрос. Почему младенцы не нуждаются в очищении? Все мы рождаемся осеменённые грехами, есть родовой грех.

Ответ. Речь тут идёт об очищении каком? Об очищении от личных грехов, которое происходит в крещении. В крещении человек не освобождается ни от адамова греха, ни от родового греха, вот в чём дело. Как от адамова греха (в смысле первородного) человек крещёный так и остаётся смертным, тленным, уязвимым, страстным. От родового греха. Если он родился в этом роду, например, очень тщеславным, или род каинов, помните, род убийц. Увы, крещение само по себе, не исцеляет этих страстей, вот в чём дело-то. О, если бы исцелялись эти страсти! Нет. Крещение, как пишет святитель Феофан Затворник, я вам зачитывал, даёт только силу человеку бороться с этими страстями, но не очищает их механически. Слышите, святоотеческое учение какое? Ни о каком прощении первородного греха речь не идёт! В грехе Адама личном мы не виновны, ясно. А смертность, тленность, страстность – извините. О, если бы она уничтожалась! Тогда после крещения мы все были бы, знаете, прям на небесах.

От личных грехов крещение очищает. И вот Григорий Нисский пишет поэтому, что младенцы как не согрешившие, не совершившие зла в очищении не нуждаются. Вот в этом причина. Поэтому святитель Григорий Нисский пишет. У него есть специальная работа «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью». Вот о каком очищении идёт речь.

У души по смерти отнимается воля, но осознание всего остаётся

Вопрос. Алексей Ильич, как вы относитесь к учению святителя Марка Эфесского о том, что после смерти уже не бывает изменения воли у человека.

Ответ. Это не у Марка Эфесского, а это общее учение святых отцов.

Вопрос. А как его сопоставить с тем мнением, о котором вы нам рассказываете, о том, что после смерти, даже если человек умер вне церкви, или, скажем, атеистом, или богопротивником, всё-таки со временем он придёт к осознанию Бога.

Ответ. Вот эта тема у нас ещё будет. Вот видите, мы уже второй раз отвлекаемся на неё. Я надеюсь, в следующий раз мы специально о ней поговорим. В данном случае, хочу только сказать следующее. Не смешивайте свободу воли, свободу что-то сделать с осознанием того, что во мне есть. Я пьяница. Я не могу ничего сделать. Я осознаю, увы, у меня нарушается всё здоровье, от меня ушла жена, меня не признают дети, меня выгнали с работы. Я вижу, какое зло, но я ничего не могу сделать. У меня уже отнята воля. У души по смерти отнимается воля, но осознание всего остаётся, переживание того, что совершается там – оно есть, всё это остаётся. Опыт-то приобретается. И очищение приобретается не за счёт покаяния, будто бы там душа может изменить саму себя. Увы, уже там она не может изменить. Изменение происходит по другой совсем причине. Вот этот опыт познания зла в земной жизни, посмертных страданий и, что дальше?

С самого начала своего существования Церковь молится об усопших. Зачем она молится? Странное дело, разве можно изменить их состояние?

Кстати, протестанты не признают молитв за усопших по этой именно причине: там всё уже определено. А православная церковь говорит: нет. Молитва за усопших имеет огромное значение. Да, он не может, он упал, мы идём вместе в поход. Он дальше идти не может. Мы хватаем его, берём его вещи, грузим на себя, берём носилки, его несём, Церковь. Для протестантов это не мыслимое дело. А мы говорим так.

Да, воля, действительно, отнимается, совершенно верно. Это учение не Марка Эфесского, учение святоотеческое, почему церковь призывает здесь, насколько это возможно, надо стремиться сделать то, что можно. Вот так.

И, наконец, последнее, что связано с этим вопросом. Будет же ещё окончательное воскресение всеобщее, то есть, когда уже не душа предстанет пред Богом, а целый человек, полный человек. Мы же говорим: воскресение тела. То есть возвращается что? Воля. И здесь совершается последний акт. Уже человек, уже воля, того, чего не имеет душа. Иначе тогда какой смысл всеобщего воскресения? Да, именно человек вновь становится. Таково это учение, а не чего-нибудь другого. И здесь перед лицом печального опыта земной жизни и посмертных, допустим, мытарств, и, с другой стороны, вот это видение потрясающей любви Божией, которая открывается человеку, вот здесь уже совершается последний акт самоопределения человека. Вот так.

А воля, действительно, отнимается.

О возможности покаяния в аду

Вопрос. То есть это получается, что можно грешить сейчас в этой жизни, после чего я умру, моя душа окажется в мучениях, потом перед Страшным судом я соединюсь со своим обновленным телом и смогу покаяться и войти в Царство Божие.

Ответ. А почему вы решили, что сможете покаяться? Это так многие рассуждают: я погрешу, а перед смертью покаюсь.

Вопрос. Если душа увидит вот этот ужас и претерпит эти мучения, соответственно она, конечно, будет каяться. Бог ведь есть Любовь, Он простит, если я буду, видя эти мучения, покаюсь перед Ним и захочу блаженной жизни.

Ответ. Дай Бог, чтобы это случилось. Дай Бог. Вы знаете, был задан один вопрос такой: «Так что же, если Иуда покается, то и он спасётся?» Я говорю: «Боже мой, какой ужас, если Иуда спасётся! Нет, его до конца надо уничтожить и замучить». Вы слышите, мы о чём страдаем? Что вдруг Иуда покается. Вместо того, чтобы сказать: «Боже мой, это же потрясающе, если даже вдруг Иуда сможет покаяться». Вместо радости и благодарности у нас, вы слышите, что в душе-то: «Как это такое? Этот негодяй пусть вечно мучается». Нет, это что такое.

Да, конечно, вы правы, увидя мучения… Только учтите, обратите внимание: мучения не насильные мучения со стороны, не наказание это будет. Я обращаю ваше внимание, пожалуйста, имейте в виду. Это не наказание: вот ты делал на земле то-то и то-то, теперь тебе ремешка. Да нет же! Мучения носят совсем другой характер. Об этом пишет очень здорово Феофан Затворник. В книжке Осипова «Из времени в вечность», там же он цитирует, я читал его. Оказывается, эти страдания-то изнутри будут. Страсти в тысячу раз более сильно начнут действовать там, нежели здесь. Здесь мы завидуем, ну, ладно, кое-как, ладно, ничего. А там, представьте себе, эта жуткая зависть охватит – вот это да! И я тогда пойму, действительно пойму: Боже мой, если не Ты, Господи, то это ужас пребывать в этих страстях. Господи, действительно, помилуй. Когда воскреснут, я думаю да, конечно. Дай Бог, дай Бог каждому, если это случится так.

Но мы с вами ещё раз вернёмся в следующий понедельник к этому вопросу, ещё поговорим. Но только не страдайте, пожалуйста, если вдруг Бог простит какого-нибудь негодяя. Одного бандита Он уже простил, и он уже вошёл в рай.


Комментарий

1. Св. Антоний Великий: «Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобой в борьбу против истины и очевидности; то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему не гожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву». [Добротолюбие: т.1. - М.: Артос-Медиа: Неугасимая лампада, 2010, с. 90].

Главная Предыдущая лекция: 31. Крещение. Евхаристия Следующая лекция: 33. О спасении человека

Обратная связь: mail@poslushnik.info